Валентина Дудырева
Опыт работы. «Театрализация».
▼ Скачать + Заказать документы
Театральная деятельность в детском саду всегда вызывает интерес, но и некоторые затруднения у воспитателей. Педагог должен быть знаком с основами театрального искусства и приемами театральной педагогики. Приёмы театральной педагогики должны быть адаптированы к возрасту детей. Театральные игры позволяет развиваться творческому потенциалу личности ребенка, учит жизни в обществе, учит эффективному общению со взрослыми и сверстниками. Эффективность действия и разнообразие влияния делают театрализацию часто используемым средством обучения и воспитания детей. Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре импровизации.
Публикация «Опыт работы, „Театрализация“,» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально- игрового опыта, дети становятся более активными и самостоятельными, относятся к выбору творчески. Театрализация.
Занятия по театральному искусству учат понимать и создавать прекрасное, развивается у детей образное мышления и фантазия, дает гармоничное пластическое развитие.
Театральная деятельность для детей обладает огромными возможностями, совершенствует, развивает духовно и гармонично.
Театрализация является источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я», вовлекает в круг социальной жизни. Занятия театрализацией прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, развивают представления об актерском мастерстве, положительные эмоции стимулируют активное внимание, развивает речь. Задача воспитателя- развивать у детей стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Во время работы следует учитывать эмоциональные и физиологические особенности каждого ребенка, уровень восприимчивости и интересов.
Педагог должен быть знаком с основами театрального искусства и приемами театральной педагогики. Вся работа должна быть адаптирована к возрасту детей.
В основе развития театральной деятельности у детей лежит феномен- подражание. Способностью к подражанию и перевоплощению наделены все дети, это ярко проявляется в игре.
Игра является основным и важнейшим видам деятельности, в ней уже заключен элемент театра, она приносит удовольствие каждому ребенку. Театральная деятельность позволяет детям накапливать опыт таких ситуаций, которые в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт со-переживаний и со-чувствия, и со-творчества.
Вымышленный характер персонажей, ситуаций позволяет детям почувствовать себя раскованно, естественно проявлять свои чувства и эмоции, а успешный опыт в театрализованной игре способствует уверенности, успешному общению в жизни.
Педагогическими условиями являются:
насыщение театральной деятельности интересным и эмоционально значимым содержанием для детей;
постепенность и последовательность этапов работы, учитывая возраст, регион.
обеспечение возможности продвижения каждого ребенка своим темпом;
использование интересных и эффективных методов, приемов работы с детьми.
Методы работы.
Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала:
Воспринять
Осмыслить
Запомнить
Применить
Проверить результаты.
Все этапы взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление- запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения, развивается фантазия. От ощущений к чувствам, от них к привычке, созданию нового, своего.
Эту формулу нужно применять в такой последовательности:
Воспринимая- ощущай;
Осмысливая- чувствуй;
Запоминая- действуй, играй, пробуй;
Проверяя результат- показывай другому, фантазируй, придумывай новое.
Театрализованные игры проходят с детьми в несколько этапов.
Знакомство с новой сказкой требует от педагога динамизма речи с чередованием силы голоса и богатства интонации. Воспитатель должен так рассказать и показать, чтобы было захвачено внимание детей, в воображении ребенка возникли яркие образы, полные жизни и характерных черточек.
В небольшой беседе педагог помогает осмыслить, оформить своё впечатление в словах, подводит к самостоятельным заключениям. Важно чтобы всё о чем спрашивает ребенок, ему самому нужно узнать, чтобы играть. Рассуждая о характере персонажа, ребенок запоминает характерные черты, пластику, настроение и образ жизни. Уточнить у детей какой след остался (светлое, солнечное, ясное, мрачное, легкое, определить время и место действия. Сказочное «жили-были» должно стать точным «где жили?», «когда жили?», «как жили?». Рассказ воспитателя и показ развивает у детей интерес к быту, костюмам, к истории и культуре. После всего этого дети определяют саму идею произведения.
После знакомства с произведением обязательно нужно обсудить где выстроить декорации, какой выбрать реквизит. Все вместе делают необходимые детали, можно привлечь к этому и родителей. Все это подводит детей к следующему этапу- действия. В игре должна присутствовать импровизация, неожиданность, парадоксальность. Игра строится таким образом, чтобы каждый ребенок мог сыграть все интересующие его роли.
Ребенок не должен повторять слова взрослого, а решает сам речевую и актерскую задачу: рассказать своими словами, показать, создается ситуация живого общения. Если ребенок не может произнести текст, нужно помочь ему, подыграть, чтобы реплика у него родилась в диалоге. Четко поставленная задача: убежать от волка или утешить бабушку и деда - дает ребенку самостоятельность, формирует отношение к речи как к значимому действию.
Пластику или предметные действия можно освоить в массовых пластических этюдах. В играх дети задумываются над проблемой детализации.
Продолжением этой работы могут быть игры «Ловить зверушку» (исполнители «тянут» билетик в которых изображено, кого они будут ловить, показывают зрителям кого он ловят).
Игры и упражнения на память физических действий.
Дети сами вспоминают предметы и выполняют действия, сначала с реальным предметом (щётка, швабра, стул, а потом с придуманными.
Очень хорошая игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». Такие акценты как убедительность, точность, эмоциональность помогают детям открывать роль конкретности и восприятия творческих усилий своих сверстников.
Сценки- этюды «Пять органов чувств». Каждый из участников задумывает персонаж для изображения, а затем вытаскивают «билетик», на котором задание нарисовано (нос, глаз, ухо, пальцы, рот, дети показывают персонажа в какой-то определенной обстановке.
Игра «Одно и то же по-разному».
Сначала выбирается «дело» (ходить, сидеть, петь, а потом персонаж. Например бежать может спортсмен, курочка, собачка.
Игра «По правде и понарошку».
Сравнение и сопоставление детьми того, как они «играют» ситуацию, с тем, как она происходит на самом деле - развивает у детей наблюдательность и способность находить объяснения-определения всем особенностям поведения человека, занятого каким-то своим делом.
Эффективный прием парной работы для освоения выразительности интонационной речи персонажей, когда педагог берет на себя роль со сложным интонационным характером и играет в паре с ребенком.
После работы в паре ребенку легче справится с актерской задачей, но прямой инструкции «Делай, как я!» не используется.
В своей работе я часто использую игры для понимания строения, ритма, темпа речи.
Работа с детьми над выразительностью речи очень интересная и насыщенная, поэтому она требует отдельной статьи.
Игра-драматизация следующий этап работы.
Это праздник игры, в которой будут заняты все дети.
Особую радость доставляет работа, если дети импровизируют, фантазируют, придумывают свой театр.