Екатерина Столярова
Совершенствование у дошкольников речевых способностей через ознакомление с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дошкольные годы-волшебное время в развитии.
Совершенствование у дошкольников речевых способностей через ознакомление с окружающим миром является одной из составных успешности воспитания в детском саду.
Новизна
Внедрение новой технологии в предметно – развивающую среду группы можно рассматривать как развивающий стимул для обновления в соответствии с требованиями ФГОС ДО речевых способностей дошкольников. В педагогический процесс всегда нужно привносить новые средства, приемы и технологии.
Публикация «Совершенствование у дошкольников речевых способностей через ознакомление с окружающим миром» размещена в разделах
Воспитатель, владеющий новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания, будет работать эффективней.
Каждый день дети должны себя чувствовать себя комфортно в группе и узнавать много нового. Можно приобрести новомодные игрушки, гаджеты, но воспитателю необходимо соблюдать принципы построения развивающей среды (согласно ФГОС ДО, поэтому желательно пересмотреть взгляды не только, на интерьер группы, но и на речевую активность детей. Ведь совершенствование речевых способностей – главная задача современных дошкольников. Дети моей группы не исключение.
И поэтому, я решила внедрить новую инновационную технологию «говорящая стена», которая позволит воспитанникам развивать речевые способности через ознакомление с окружающим миром.
Педагогическая идея
Основная идея технология «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду - это своеобразный живой экран.
Говорящая стена – это центр:
-познавательного развития, социально-коммуникативного развития, художественно-эстетического развития, речевого развития, физического развития.
Интерактивная стена решает важные задачи:
- создает условия для игровой, познавательной, речевой и творческой активности детей;
- позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;
- развивает коммуникативные навыки, речь;
- развивает внимание, память, мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
- обеспечивает эмоциональный комфорт дошкольника.
Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.
«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы и ее можно использовать как элемент любой ООД.
Заинтересовавшись проблемой использования технологии «говорящая стена» на занятиях с моими воспитанниками, я задумалась, как сделать этот метод доступным и как ввести его элементы в повседневную жизнь в целях отработки годовой задачи:«Совершенствование у дошкольников речевых способностей через ознакомление с окружающим миром», я поставила перед собой цель: способствовать совершенствованию речевых способностей дошкольников через ознакомление с окружающим миром с помощью технологии «говорящая стена».
Для реализации поставленной цели я оформила стену в группе:
- дерево из фанеры с нарисованными лесными жителями;
- повесила магнитную доску с магнитиками для наглядного материала, рисования, игр для рассказывания и фантазирования;
- прикрепила веревку и сетку с прищепами для изображений – ответов детей.
С помощью, созданной технологии, мною решались следующие задачи:
- совершенствование речевых способностей детей, с помощью новой технологии «говорящая стена»;
- обогащение активного словаря;
- формирование грамматического строя;
- развитие речевых аппарата детей через ознакомление с окружающим миром, коммуникативных навыков;
- развитие диалогической и монологической речи;
- воспитание общения друг с другом.
С помощью технологии «говорящая стена» я провела ОД по речевому развитию «Как в сказочном лесу выпал необычный снег», познакомились с писателем А. С. Пушкиным и его произведениями. Работа начиналась с нового для детей материала. На ООД знакомила детей с новой темой, размещала наглядный материал, пособия с разнообразной информацией на магнитную доску. Информация для детей была представлена в доступной форме (картинки – лабиринты, сказочные герои, животные, предметы; магнитный театр, магнитная азбук, «Из какой сказки предмет»; схемы – карты пальчиковой гимнастики, «Зима», «Расскажи о предмете», «Расскажи о животном»). На прищепки вывешивала картинки - схемы к занятиям для рассказывания и составления рассказов, сочинения сказок «Разложи в определенной последовательности картинки» к сказкам,словесные игры на тему «Зима. Зимние приметы», «Зимние забавы», «Перелетные птицы», «Расскажи сказку», «Назови первый звук», «Определи настроение», игры – упражнения для язычка и т. д. Применяя наглядные, словесные, проблемно- поисковые методы изучали материал, обсуждали и продумывали с воспитанниками с помощью вопросов или установок воспитателя. Дети самостоятельно выбирали из предложенных картинок, те, которые относятся к данной теме, вывешивали на магниты, прищепки и рассказывали о ней.
Хочу отметить, работа с технологией «говорящая стена» подразумевает интеграцию образовательных областей:
- «музыкальный ключ» – прослушивание музыки или музыкальная физминутка;
- «карандаш»– организация изобразительной деятельности. Указанные знаки могу располагать на любых уровнях стены.
Можно использовать «Говорящую стену» как выставку детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды. Когда они видят свои рисунки на «говорящей стене», у них есть возможность и время их рассматривать. Дети их обсуждают, обмениваются впечатлениями - так создаются условия для речевого и коммуникативного развития.
На заключительном этапе в работе с новой технологией, я использую все полученные знания детей по главной теме: художественное слово, познавательно - исследовательская деятельность, рассказ ребенка.
Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать, обсуждать. Дети интересуются содержимым «говорящей стены», выполняют задания, обсуждают, фантазируют, рассказывают, пересказывают.
Работу по этой технологии также провожу индивидуально. Например, ребёнок не усвоил тему.
Родители тоже стали участниками в изготовлении пособий, игр: «Что сначала, что потом», «Кто, что ест?», «правая - левая».
Таким образом, по ходу проведенных наблюдений, я могу сделать вывод о том что, создание технологии «говорящая стена» развивает умственные способности и способствует полноценному речевому развитию ребенка. И можно с уверенность сказать, что использование данной технологии в будущей деятельности благоприятно скажется на речевых способностях детей.