Алина Дрозд
Из опыта работы «Сказкатерапия в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5 станицы Ясенской
муниципального образования Ейский район
Тема: Сказкатерапия в ДОУ
Автор: Дрозд Алина Васильевна
І квалификационная категория
станица Ясенская
2019год
Содержание
1. Информационный лист 3
2. Информация об опыте 4
3. Технология работы 8
4. Результаты опыта 11
Публикация «Из опыта работы „Сказкатерапия в ДОУ“» размещена в разделах
5. Библиографический список. 12
6. Приложение к опыту. 14
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
«У КОГО В ДЕТСТВЕ НЕ БЫВАЕТ СКАЗКИ,
ТОТ ВЫРАСТАЕТ СУХИМ, КОЛЮЧИМ ЧЕЛОВЕКОМ,
И ЛЮДИ ОБ НЕГО УШИБАЮТСЯ,
КАК О ЛЕЖАЩИЙ НА ДОРОГЕ КАМЕНЬ,
И УКАЛЫВАЮТСЯ КАК О ЛИСТ ОСОТА»
ИРИНА ТОКМАКОВА
Большинство родителей не знают, что речь сопровождает познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии.
Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, мы пришли к выводу, что развитие речи в дошкольном детстве — одно из важнейших направлений в дошкольном образовательном учреждении. Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
С учётом программных требований программы «От рождения до школы», мною были выделены наиболее эффективные методики, выявляющие уровень сформированности связной устной речи, развитие словаря, звуковой культуры речи. Повышение качества образования речи детей, развитие познавательных качеств ребенка,является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования.
«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Основной принцип сказкотерапии : педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости В своей работе я раскрыла и систематизировала все элементы сказкотерапии, которые возможно использовать в своей работе, определила формы работы со сказкой, поставила перед собой цели для каждого упражнения.
Актуальность опыта.
Сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Сказка - это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, помогает ему легче пройти неминуемые кризисы на пути его развития и отреагировать инфантильные травмы. Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. Причем из огромного количества фольклорного материала, постоянно создаваемого устным народным творчеством, сохранились лишь немногие избранные тексты. Почему? Наверное, потому, что в этих сказках, рассказанных именно в такой форме, содержится что-то нужное ребенку, что может ему помочь. Поэтому важно рассказывать детям прежде всего народные сказки или сказки, созданные при непосредственном контакте с носителями народной культуры (сказки Ш. Перро, братьев Гримм, А. С. Пушкина, которые уже доказали свою воспитательную силу.
Важной чертою сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. Некто маленький и слабый в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это можно назвать историей о повзрослении.
Сказкотерапия переживает настоящий бум популярности. Большинство специалистов системы образования, будь то учитель, воспитатель-дошкольник или педагог-психолог, стараются использовать в своей работе метафорический язык сказки. И если воспитатель начинает занятия по развитию речи, переодевшись в фею Азбуку из страны слов, разыгрывает сценки из жизни обитателей этой страны, ведет детей за собой в сказочный мир, где те встречают своих любимых сказочных героев, то можно не сомневаться- успех его занятию обеспечен.
Привлекательность сказкотерапии для психологов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:
Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки педагог-психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как ребенок, так и педагог-психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие ребенка к коррекционно-развивающему процессу.
Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок (педагог-психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
Сказка феерична. Обращаясь к сказкотерапии, педагог-психолог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр. Может привлекать в своей работе различный круг специалистов- педагогов по ИЗО, по театральной деятельности, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и т. п.
Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических коррекционно-развивающих занятиях ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками «группы риска».
Педагоги и родители также с интересом участвуют в сказкотерапевтических занятиях. Их внутренний ребенок пробуждается и активно вступает в игру, позволяющую не только расслабиться и снять напряжение, но и смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации.
Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказки дает педагогу-психологу возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Огромный практический интерес представляет использование сказкотерапии для формирования нравственных представлений у дошкольников, воздействуя на их эмоциональное состояние, мотивацию поступков ребенка в условиях его социализации.
Дошкольный возраст — период интенсивного морально-нравственного развития ребенка. Именно в этот период складываются первичные этические инстанции, которые во многом определяют личностные особенности человека и его отношение к окружающим людям. Становление внутренних этических инстанций происходит по нескольким линиям:
1. развитие морального сознания,
2. становление моральной саморегуляции поведения,
3. развитие нравственных чувств.
Важным свидетельством развития морального сознания являются этические оценки, на основании которых ребенок дифференцирует все поступки на хорошие и плохие. В ряде отечественных и зарубежных исследований показано, что моральное развитие ребенка во многом определяется уровнем его моральных понятий (о справедливости, о доброте и пр.).
На основании требований — Федерального — государственного образовательного стандарта дошкольного образования и целевых ориентиров основной образовательной программы ДОУ в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы каждый ребенок овладел речью, как средством общения и культуры; обогащал свой активный словарь; развивал связную, диалогическую и монологическую речь; развить звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; познакомился с книжной культурой, детской литературой, понимал на слух тексты различных жанров детской литературы. Для того, чтобы достичь данных задач, необходимо уделять особое внимание развитию речи детей.
Не все родители проявляют компетентность в области педагогики и, следовательно, не могут способствовать развитию речи ребенка должным образом. Они много времени проводят на работе для того, чтобы удовлетворить материальные потребности ребенка, и у них остается мало времени для общения с ним. Следовательно, заниматься развитием речи детей приходится педагогам, так как дети основную часть своего времени пребывают в детском саду. Наиболее эффективный метод для развития речи является сказкотерапия, так как сказки - естественная составляющая повседневной жизни детей.
Ведущая идея педагогического опыта заключается в разработке и апробации педагогических условий использования сказкотерапии для развития устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Длительность работы над опытом. составляла 4 года (с сентября 2015 года по май 2019 года) и включала три этапа: 1 этап — начальный 2 этап — основной
3 этап — заключительный. Начальный период предполагал обнаружение — проблемы, исследование методической литературы по проблеме, подбор материала, и выявление уровня развития речи у дошкольников.
На формирующем этапе была разработана и апробирована система непосредственной образовательной деятельности. На заключительном этапе доказала важность использования сказкотерапии для развития речи у дошкольников.
Диапазон опыта охватывает всех участников образовательного процесса в детском саду и распространяется на многие виды деятельности дошкольников: от различных занятий и развлечений до организации предметно — развивающей среды, самостоятельной, художественной, игровой деятельности, двигательной активности детей. Работа строилась по схеме взаимодействия взрослых и детей.
Теоретическая база опыта.
Отечественные психологи доказали (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и др., что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова творчество определяется как создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
В большинстве характеристик творчества среди наиболее важных черт выделяется новизна и ценность для общества. Свидетельством этому служат психологические определения. В исследованиях Б. П. Теплова, В. И. Страхова и других авторов творчество характеризуется по материальному результату, его новизне и значимости для общества. Творческие проявления людей связываются с активностью и самостоятельностью деятельности.
Другой подход к творчеству можно охарактеризовать как личностный, который позволяет рассматривать творчество в контексте проблем развития, то есть творчество как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию (Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, Н. Н. Поддьяков). В исследованиях этих авторов творчество рассматривается широко и оценивается не по конкретному результату, а по ходу мыслей, по отступлению от уже известных правил решения задач, т. е. по тому, где человек иначе, по-своему проявляет себя, опираясь на свой опыт и деятельность, такая точка зрения принадлежит Л. С. Выготскому. Так, по - мнению Л. С. Выготского творчество есть необходимое условие существования человека, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Современные отечественные исследователи, а также методисты, специализирующиеся на обучении дошкольников творческому рассказыванию, употребляют сказку в качестве эталона, по которому ребенок сумел бы придумать аналогичный вариант сказки (Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко и др.); Обучая детей анализу сказок - цепочек, развивают умение схематично употреблять базу таковых сказок в собственных сочинениях (Л. Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и остальные). Эти и остальные педагоги - исследователи отмечают незаурядные способности детей дошкольного возраста в придумывании неординарных сказок с последующим их не менее уникальным рассказыванием. Они свидетельствуют о том, что, как правило, такие сказки являются комбинированием сюжетов знакомых сказок либо героев (Л. И. Божович, А. М. Бородич, М. М. Рыбакова, А. Е. Шибицкая и остальные).Энтузиазм к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается фактически у каждого дитя и выражается в разных его формах таковым образом, что у кого-то из них это «сочинение» вправду оригинально, а у кого нет. Но выдумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке воплотить свои планы в незатейливые истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает. Ценность процесса сочинительства рассказа ребенком - в его субъективной новизне (Т. С. Комарова, Е. А. Флерина и остальные, поскольку ребенок сам выдумывает сказку, своими словами, на базе собственного плана начинает обдумывать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование на свой манер, говорит о хорошей памяти на виды сказок и аналитическом свойстве разума ребенка, благодаря которым у него развивается способности в области речетворчества. Д. С. Выготский связывает творчество человека с развитием его воображения, считая включение воображения свидетельством включения творчества.
Термин «сказкотерапия» появился сравнительно — недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи.
В дошкольном образовательном учреждении использование сказкотерапии может, осуществляется по следующим направлениям:
1. Слушание и запоминание сказок.
2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
4. Психогимнастика.
5. Рисование сказок.
6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный — театр, музыкальные спектакли).
7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
Наибольшей популярностью метод сказкотерапии пользуется у педагогов дошкольных учреждений, поскольку помогает:
-воспитать, развить и обучить детей продуктивным навыкам взаимодействия с другими людьми, наладить взаимопонимание в детском коллективе,
- развить речь, мышление, память, воображение.
Термин «сказкотерапия» имеет положительную окраску и является самым древним методом воспитания и учения. Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место, поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок. Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищено и уверенно.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в создании педагогических условий, включающих: разработку перспективного плана работы с детьми, подбора сказок различной тематики,, упражнений психогимнастики, пантомимических этюдов, которые направлены на развитие речи и выработку положительных черт характера, корректировку поведения дошкольников; для работы с родителями разработаны родительские собрания и консультативный материал; для расширения опыта педагогов по данной теме, разработаны консультации и интеллектуальные конкурсы, составлены презентации, реализован проект.
Данный опыт может быть использован в ДОО, работающих по общеобразовательным программам «От рождения до школы», с детьми 6-7 лет, при реализации образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.
Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.
Материалы данного опыта работы были презентованы на педагогическом совете ДОУ, так же на мастер - классе, проводившемся в рамках курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ.