Светлана Кудрявцева
Нетрадиционные техники рисования в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
…Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне… Э. Успенский
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и возрастными особенностями.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования я начала с младшей группы. Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения, который обеспечивает ребенку свободу действий. («Осенние листья», «Гроздья рябины», «Укрась елочку», «Мимоза»).
Позднее научились рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования («Елочка», «Солнышко», «Бабочка», «Нарисуй хвост белке»). С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками, печатками из картошки и поролоном. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции. Рисовали «Виноград», «Веточку рябины», «Осеннее дерево», «Весенний луг», «Веселый мишка». Детям очень нравится рисовать восковыми мелками или свечой на белой бумаге. Затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается не закрашенным («Мячики», «Снежинки», «Цветы маме»).
Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба. Ребенок предварительно сминает лист бумаги, затем слегка разглаживает ее и кистью наносит изображение прямо по изгибам. Рисунок получается несколько объемным, как бы выступает.
С детьми постарше учились рисовать техникой набрызг. Разбрызгивание капель возможно и с помощью зубной щетки и стеки («Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо»). Также изучили технику «тампонирование». В этой технике хорошо рисовать что-нибудь легкое, воздушное, прозрачное. Получались очень необычные «Облака», «Цыплята», «Одуванчики».
Рисование техникой монотипия. Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади. Интересно были выполнены работы на следующие темы : «Чудесные бабочки», «Пейзаж у озера», «Чудесный букет».
Увлекательной оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пушистых животных, пейзажа, радуги и техника рисования по трафарету для изготовления открыток для мам, натюрмортов.
Так же детям понравилась техника кляксография трубочкой. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется, недостающие детали дорисовываются. («Веселые кляксы», «Ёжики в лесу»).
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Увлекательной оказалась техника граттаж- способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается. Основу под граттаж выполняю я сама, так как процесс трудоемкий, требует терпения и времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения. Мы рисовали на тему «Космический пейзаж».
Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность. Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. А значит развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Список источников:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.–М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 80 с.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.–М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 72 с.