Альбина Зубарева
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Наше дошкольное учреждение, детский сад «Ромашка», уже несколько лет работает с использованием метода проектов.
Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. По своей сути, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все виды детской деятельности, объединенные одной темой. Целью применения проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития такой личности включают в себя развитие творческого воображения и мышления, развитие коммуникативных навыков, развитие познавательных способностей и обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
Для каждого возраста задачи исследовательской деятельности специфичны. Например, в младшем дошкольном возрасте это:
1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию, где ведущая роль отводится педагогу;
2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
3. формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте задачи другие:
1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
4. самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
5. развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Участниками проекта являются как взрослые, так и дети. Но позиции детей и взрослых отличаются друг от друга. Например, позиция детей как участников проекта :
- устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности :
- выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;
- реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.
В тоже время взрослые:
- имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности;
- не претендуют на право единственно верного источника знания, ограничиваясь статусом «ресурсной личности»;
- предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.
Начиная работу над проектом, мы предлагаем детям использовать «модель трех вопросов», которая помогает сформулировать тему, задачи, спланировать дальнейшую деятельность и получить результат. Чтобы работа была полной, разнообразной и интересной, а также продуктивной, мы вовлекаем в свою деятельность родителей, которые с удовольствием откликаются на наши просьбы. Для привлечения родителей мы используем домашние задания, объявления, конкурсы и другое. Родители помогают детям находить ответы на поставленные вопросы дома, а дети потом в группе делятся полученными знаниями. Также мамы и папы вместе с детьми изготавливают поделки, приносят экспонаты в мини-музеи и т. д.
Хотелось бы рассказать о некоторых наших проектах. Одним из них является проект, посвященный к празднованию «Дня Победы» - «Никто не забыт, ничто не забыто». В рамках этого проекта родители вместе с детьми изготовили стенгазеты, воспитатели рассказали о подвигах наших солдат, был проведен конкурс чтецов, где дети читали стихи к празднику, итогом проекта стал праздник, посвященный Дню Победы.
Также интересным проектом оказался проект «Наши пернатые друзья». Дети не только многое узнали о птицах, но и учились распознавать их по внешнему виду, узнали, как можно помочь птицам в зимний период, а в итоге научились изготавливать кормушки.
Проект «Во саду ли, в огороде…» помог детям средней группы отличать овощи от фруктов, знать фрукты и овощи на вкус, а также дал начальные представления о здоровом питании, что не мало важно в наше время.
Еще хотелось бы рассказать об одном интересном проекте «Моя малая родина». Целью данного проекта было изготовление фотоальбома «Достопримечательности нашего города" Для этого детям и их родителям нужно было принести фотографии городских достопримечательностей, улиц, домов, каких-то памятных мест, что способствовало лучшему узнаванию своего родного города.
Можно много говорить о проделанной работе, а также о будущих задумках, но вывод можно сделать один: в ходе реализации любого проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.
Спасибо за внимание.