Евгения Толмачева
Из опыта работы ПМПК в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ
Работа психолого-медико-педагогического консилиума внутри дошкольного образовательного учреждения.
В дошкольных учреждениях наиболее приемлемой формой выявления отклонения в развитии, здоровье воспитанников и разработке стратегии сопровождения малыша имеющего особые потребности являются медико-психолого-педагогический консилиум.
Публикация «Из опыта работы ПМПК в ДОУ» размещена в разделах
Консилиум - это один из методов работы сотрудников медико-психолого-педагогической службы, совещание лиц, участвующих в воспитательно-образовательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах психолого-педагогического воздействия на воспитанника с целью обеспечения наиболее комфортного пребывания воспитанника с особыми потребностями в дошкольном учреждении.
Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка дошкольного возраста с особыми потребностями и возможностями здоровья. В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.
Сопровождение детей осуществляют следующие специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, медицинский работник, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования.
Педагог-психолог осуществляет консультирование педагогов и родителей по вопросам организации помощи детям, приносит на заседание консилиума результаты диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке, его семье. Излагаемый специалистом материал предоставляется в завуалированной форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.
Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья воспитанника, его физических особенностях. Физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития в рамках возрастных норм, переносимость физических нагрузок, характеристика перенесенных заболеваний за последний год.
Учитель-логопед освещает результаты речевого развития ребенка на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно - развивающих занятий с учетом индивидуальных особенностей воспитанника, направленности группы.
Воспитатель группы представляет педагогическую характеристику деятельности и поведения воспитанника, фиксирует: трудности, которые испытывает ребенок в различных ситуациях, во время занятий, особенности индивидуальных черт его характера, самочувствие ребенка в детском саду в различных режимных моментах.
Старший воспитатель организует взаимодействие специалистов, родителей, в форме психолог – медико – педагогического консилиума, осуществляет контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и своевременной коррекции отклонений в развитии ребенка с особыми возможностями.
Организационные документы деятельности ПМПк :
- приказ Министерства образования РФ «О психолого – медико -педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» № 27/901 – 6 от 27.03.2000 г.
- приказ руководителя учреждения о создании ПМПк - Положение «О психолого – медико - педагогическом консилиуме (ПМПк)
- договор между образовательным учреждением и родителем ребенка.
В нашем детском саду успешно функционирует ПМПк. Для сопровождения специалистами консилиума отбираются дети, нуждающиеся в медицинской, педагогической, психологической, логопедической коррекции. Каждый специалист консилиума обследует ребенка. На основании обследования составляется программа индивидуальной работы с ребенком.
В начале года составляется план работы ПМПк. Плановые заседания ПМПк проводятся 1 раз в квартал. Внеплановые (по запросу) заседания проводятся по мере выявления сложностей у воспитанника (в результате диагностических мероприятий на начало учебного года).
Консилиум придерживается этапов подготовки и проведения консилиума:
1 этап — подготовительный. Проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке.
2 этап — основной. Проводится заседание консилиума, на котором обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
3 этап — контролирующий. Члены консилиума осуществляют контроль, за выполнением рекомендаций. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальную программу развития ребенка.
Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума сопровождает следующая документация:
- план работы ПМПк,
- протоколы заседаний ПМПк,
- протоколы первичных представлений на ПМПк,
- педагогическая характеристика,
- заключение ПМПк,
- индивидуальная программа развития ребенка всех специалистов ПМПк,
- договор с родителями
- результат работы ПМПк ДОУ – разработка стратегии помощи ребенку.
Педагоги определяют:
- какого рода помощь требуется ребенку или группе детей,
- какую коррекционно-развивающую работу желательно осуществлять,
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения,
- какую работу могут взять на себя участники консилиума,
- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива,
- что можно сделать с помощью семьи,
- каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе.
Специалисты ПМПк МБ ДОУ Детский сад № 10 «Солнышко» выработали алгоритм работы ПМПк :
1) выявление проблемы у ребенка:
- беседа с родителями;
- диагностика специалистов на начало учебного года;
2) заседание консилиума;
3) выработка индивидуальной программы сопровождения ребенка;
4) реализация намеченной программы;
5) отслеживание динамики развития ребенка;
6) при необходимости внесение изменений в индивидуальную программу развития ребенка на момент мониторинга реализации прописанной программы развития;
7) консультации и для родителей воспитанников с рекомендациями по воспитанию и обучению в семье;
8) при необходимости применение дополнительных методик диагностики специалистами воспитанника,
9) создание единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье.
На первом заседании консилиума педагоги обсуждают результаты диагностических результатов обследования воспитанника. Намечают план работы с ним на год. Отмечают, какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и коррекционных мероприятий. Обсуждают, какую работу могут осуществить участники консилиума, какую деятельность необходимо передать педагогам групп, какую проговорить с родителями. Обсудив все возможные способы оказания всесторонней помощи ребенку, специалисты консилиума начинают поэтапное и системное сопровождение воспитанника.
Если сопровождение ребенка консилиумом не дает положительной динамики, педагоги и медицинский работник ДОУ рекомендуют пройти обследование в городском ПМПК. А так же, при выявлении у ребенка тяжелых нарушений речи, настораживающих отклонений в поведении, взаимодействиях с сверстниками или взрослыми, направляют его на городскую ПМПк для определения дальнейшего педагогического маршрута ребенка.