Инесса Тимченко
Сообщение из опыта работы «Инновационная деятельность в ДОУ в развитии познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дом не стоит без фундамента.
Дерево не растет с подрубленным корнем.
Человек не может жить без основы.
Сердцевинка должна быть в нем.
А это - прошлое наше и светлая память о нем.»
Е. М. Дружинин
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Инновационная деятельность в ДОУ в развитии познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:
Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.
Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет педагогу повысить учебную мотивацию обучающихся, выстроить индивидуальную образовательную траекторию каждого воспитанника, дает возможность эффективно использовать новые знания, обеспечивает индивидуальный темп работы.
Начиная с первой младшей группы детей знакомим с логическими блоками Э. Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики. Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" обо всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.
Не менее интересна технология Кюизенера. Эту технологию мы используем начиная с первой младшей группы до выпуска в школу. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективной технологией является технология Петерсона.
Основная цель технологии Петерсон – знакомство с новыми понятиями и формирование новых представлений у детей, в зависимости от конкретной ситуации, уровня подготовки детей, их количества, возможностей использования демонстрационного и раздаточного материала.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятель-ность. Поэтому в процессе игры дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». Дети не замечают, что идет обучение, — они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками ЛЕГО. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия — «Игралочка».
Используется технология Петерсон в младшей и старшей санаторных группах ДОУ, т. е. с 3 лет и до выпуска детей в школу.
Большое внимание в ДОУ уделяется и проектной деятельности. Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной практике, это форма продуктивной деятельности. Всем известно, что под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проектная деятельность способствует развитию познавательной активности, мышления, воображения и речи детей. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение, находить правильные пути решения сложившейся проблеме. Метод проектов в ДОУ используется белее 10 лет.
Все мы знаем, что дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие познавательных способностей.
Развитие познавательных способностей у дошкольников невозможно без развития речи, т. к. речь – яркий показатель развития ребёнка. Для развития речи и развития познавательных способностей детей в ДОУ особенно актуальны методики: «Наглядного моделирования и графической символики» Л. А. Венгера, «Исследовательские картинки» Т. А. Ткаченко, технология ТРИЗ Г. С. Альтшеллера, «Обучение творческому рассказыванию детей» Л. М. Граб, круги Лулия. Данные технологии широко используются в работе с детьми в старшей санаторной группе.
Развитие познавательной активности дошкольников – процесс длительный и сложный. Поэтому необходимо использовать современные педагогические технологии т. к. в процессе обучения и воспитания у детей отмечен рост познавательной активности, расширен познавательный интерес, желание и способности научиться.