Ольга Саржан
Опыт работы с «особым» ребенком в условиях инклюзивного образования в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Караман Инна Юрьевна
Организация: МДОУ ДС № 2 «Калинка»
Населенный пункт: Московская область, г. Клин
Инклюзивное образование предполагает включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в единый образовательный процесс с нормально развивающимися сверстниками.
Как уже было отмечено, ключевыми условиями успешного внедрения инклюзивного образования являются :
Публикация «Опыт работы с „особым“ ребенком в условиях инклюзивного образования в ДОО» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
обязательное взаимодействие всех участников образовательных отношений (воспитателей, родителей, специалистов, обычных детей, медицинских специалистов);
наличие у дошкольных педагогов теоретических знаний, диагностических умений, желания осваивать технологии, помогающие в работе с «особенными» детьми;
систематическое повышение квалификации практикующих педагогов и других педагогических работников системы образования (педагогов-психологов, учителей-дефектологов и др.);
ведение в образовательный процесс детей с ОВЗ специально подготовленного педагога и при необходимости ассистента, осуществляющего сопровождение этих детей.
Появление «особого» ребенка в детском саду воспринимается педагогами как трудность и большая ответственность. Трудность состоит в том, чтобы организовать взаимодействие детей, решать возникающие между ними проблемы, включить такого ребенка в общение. Для этого необходимо постоянно самосовершенствоваться, повышать уровень своих знаний. Поэтому не ошибусь, если скажу, что инклюзивное образование является для педагога способом собственного профессионального развития.
Чтобы работать с особыми детьми, нужно быть не только образованным, но и понимающим, тактичным педагогом. Мы не можем «избавить» этих детей от их особенностей, но имея терпение, человечность, надежду на лучшее, веру в успех, мы можем научить их жить и быть счастливыми такими, какими они есть.
Имея в своем багаже и знания, и умения, и специальное образование, постоянно повышая свою квалификацию, хочу отметить, что о том, как сложно работать с детьми, имеющими диагноз, ты понимаешь только тогда, когда в твоей группе оказывается такой ребенок.
В последнее время в детских садах стало появляться всё больше и больше детей имеющий инвалидность по заболеванию расстройство аутистического спектра. Помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, изобретательности, систематичности.
По мнению Тэмпл Грандин, аутизм - это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. Проявляется это, во-первых, как экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя неизменность в поведении, проявляющаяся как отсутствие участия в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие.
Надо сказать, что если с ребенком-аутистом начинают заниматься до 1,5 лет, то к 7 годам он часто оказывается способным учиться в обычной школе. Если коррекционная работа начинается позже 5 лет, то все гораздо труднее — необходимо преодолевать уже сложившийся жизненный опыт ребенка, закрепленные неадекватные модели поведения и стереотипы. А если с ребенком вообще не заниматься, — скорее всего, его внутренний мир навсегда останется закрытым для окружающих.
Работа в группе начинается со знакомства с родителями, ведь важно понять их переживания, страхи, эмоциональное настроение, способы взаимодействия с ребенком. Воспитателям предстоит также провести педагогическую диагностику по выявлению познавательных интересов, уровня речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития, познакомиться с рекомендациями медико-педагогической комиссии. Необходимо выяснить особенности эмоционального состояния ребёнка, наличие агрессии и ее направленности, интенсивности, узнать, как проходила социализация ребенка-аутиста до посещения детского сада. Для успешности взаимодействия с такими детьми важно скорректировать со всеми специалистами адаптированную образовательную программу и индивидуальный маршрут.
Понятно, что у детей уже сформированы определенные стереотипы, но режим жизни будет таким же, как и во всем детском саду, только в содержание занятий вводятся корректировки, учитывается особенность психологического состояния. Занятия организуются так, чтобы каждый ребёнок мог получить необходимую коррекционную помощь прямо во время занятия. Если занятие вел воспитатель, то коррекционную помощь ребёнку оказывал младший воспитатель, педагог – психолог или социальный педагог. Если фронтальное занятие вел специалист (учитель-логопед, педагог – психолог, инструктор по физкультуре или музыкальный руководитель, помощь оказывал воспитатель. Большая часть речевого контакта детей с детьми-аутистами проходит через посредника-взрослого (воспитателя или младшего воспитателя).
Любые задания детям предлагаются в наглядной форме, объяснения простые и повторяющиеся по нескольку раз в одной и той же последовательности. Ведь только при усвоении простейших программ примитивная однообразная деятельность сменяется направленной, дети – аутисты переходят от пассивного к осознанному овладению навыками, различными формами ручной умелости, речью, у них формируется сознание своего Я, развивается способность к участию в занятиях, играх, самообслуживании.
Воспитатели и специалисты детского сада убеждены, что в условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок-аутист будет вынужден применять на практике известные ему нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям, развивать навыки произвольного поведения и пр.
Надо отметить, что активное участие близких родственников этих детей в жизни группы приносит свои положительные результаты. Дети принимают участие в праздниках детского сада, в театрализованных постановках, развлечениях, спортивных праздниках, в конкурсах поделок, рисунков, где их заслуги будут оценены по достоинству.
Ребёнка - аутиста, нужно принимать таким, какой он есть, он не лучше и не хуже других детей, он просто другой. Он особенный. Это самое главное правило!
Исходя из всего выше сказанного, ребёнок посещавший детский сад и вовремя получавший психолого- педагогическую помощь позволяют поддержать попытки ребёнка вступить в сложные отношения с миром.