Виктория Костенко
Опыт работы с гиперактивными детьми
В настоящее время проблема гиперактивности среди детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Исходя из этого факта возникает потребность в освещении природы данного явления и активизации просветительской и исследовательской работы в этом направлении. Данная статья будет интересна прежде всего практикующим педагогам, однако и более широкий круг читателей сможет почерпнуть для себя полезную информацию, так как цель данной статьи изложить опыт работы с детьми, требующими повышенного внимания, а также предложить методы и стратегии, помогающие педагогам и родителям привести детей к успешной и комфортной социализации.
Публикация «Опыт работы с гиперактивными детьми» размещена в разделах
У гипердинамичных детей изменения психики выражаются в ускоренных действиях, и других проявлений в поведении, такие как: невнимательность и импульсивность, раздражительность, грубость, порой жестокость, речь громкая. Такие дети часто моторно неловки, у них все ломается, падает из рук. Адаптация к новым условиям у таких детей занимает немного времени, эти дети отличаются повышенной самоуверенностью, настроение у них быстро и резко меняется, нередко они впадают в аффективное состояние, которое также быстро проходит, как и началось. Они стремятся быть лидерами. Среди детей пользуются авторитетом, хотя сами легко поддаются влиянию других.
Для эффективной диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности «традиционно» используется два основных подхода: медицинский и психологический.
Медицинский подход учитывает возможные причины возникновения и развития гиперактивности, среди которых выделяют: наследственность; патологию беременности; травмы головного мозга; инфекционные заболевания, перенесенные в первые месяцы беременности.
При психологическом подходе необходимо учитывать особенности самоорганизации поведения гиперактивных детей и проблем общения со сверстниками. Следует учитывать, что закреплению и усилению проявления гиперактивности способствуют неблагоприятные социальные факторы, такие как особенности семейного воспитания, вызванные недостатком персонального внимания, частыми конфликтными ситуациями в семье.
Психологическая диагностика в нашем детском саду проводится по 3 параметрам:
Расстройства внимания и развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления, степень развития учебных навыков»
Двигательная расторможенность и импульсивность.
Проблемы развития эмоциональной сферы и общения.
Кроме стандартных методик, используются нейропсихологические (графомоторные тесты «Дом, дерево, человек» и др., пробы на уровень развития произвольных движений А. Р. Лурия и Н. И. Озерецкого, тест Тулуз-Пьерона, экспресс диагностика памяти «Лурия-90). Но основой для выделения гиперактивности служит анкетирование педагогов и родителей.
Одной из главных задач коррекционной работы с гиперактивными детьми является создание комфортной психологической атмосферы, атмосферы безопасности и успешной реализации потенциала ребенка. В работе с гиперактивными детьми в нашем ДОУ успешно реализуется программа, включающая в себя комплекс игр и упражнений направленных на снятие мышечного напряжения, контроля над своими действиями, концентрацию внимания развитию наблюдательности и умения действовать по правилам. В основу программы были положены технологии Шевцовой И. В., Лютовой Е. К. ,Мониной Г. Б., Чистяковой М. И., Кряжевой Н. Л.
Музыкальные игры, с использованием элементов арттерапии, игры с песком, игровые задания с использованием элементов воображаемых ситуаций, помогают ребенку восстановить эмоциональное равновесия засчет изменения дискомфортной для него ситуации. Ребенок учится преодолевать трудности, фантазировать, справляется со своими страхами, обретает уверенность в себе, повышает самооценку.
Важным этапом в этой работе является баланс между реальностью и воображаемой ситуацией. Важно, чтобы у ребенка фантазия не стала нормой его поведения и поэтому эффективными методами работы направленными на социально – личностное развитие ребенка, являются методы использования коммуникативных упражнений и игр с использованием демонстрационного материала и организации бесед по проблемным ситуациям, тренинги мышечного расслабления, сказкотерапия.
Психолого – педагогическая реабилитация таких детей предполагает организацию таких видов деятельности, которые могли бы направлять их энергию и активность в положительном направлении. Прививая этим детям трудовые навыки, психологи и педагоги создают все условия для адаптации в социальной среде.
Формы коррекционной работы с гиперактивными детьми могут быть как групповые, так и индивидуальные.
Важным этапом в коррекционной работе мы отводим взаимодействию с родителями. Родителям необходимо объяснить, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специальных занятий педагогов, но в значительной степени от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. Для этого существуют правила поведения с гиперактивными детьми.
- Составьте правила поведения. Запишите или нарисуйте их и повесьте на видном месте;
-Четко проговаривайте задания на понятном для ребенка языке, проговаривайте его более 1 раза;
- Установите границы дозволенного;
-Планируйте режим дня;
-Готовьте ребенка к переменам, объясните заранее, что нового появится в его жизни;
- Позволяйте ребенку быть наедине самим с собой;
- Снимайте с себя напряжение, веселясь и играя с ребенком. Вносите новизну. Этим детям нравиться новизна;
- Следите за успехами и подчеркивайте их насколько это возможно.
- Система баллов может стать частью коррекции его поведения.
- Возлагайте на ребенка ответственность, когда это можно сделать;
Педагоги и родители используйте творчество в воспитании детей. Эти дети более одарены и талантливы, чем зачастую кажется.