Елена Калягина
Опыт работы с детьми разновозрастной группы 3–4 лет по методике семьи Никитиных
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы воспитателю шагать в ногу со временем, ему необходимо все время совершенствоваться, осваивать новые технологии, методики обучения, учиться новому самому, а иногда и прямо вместе с детьми.
Вот и мне довелось, в свое время, познакомиться с методикой развивающих игр семьи Никитиных, многие употребляют просто «Методика Никитина», «Игры Никитина», но если познакомиться поближе с этой методикой, с историей ее создания, то очевидно, что над ее созданием трудился не только Борис Никитин, но и его жена Елена Никитина. Таким образом, правильнее, все – таки, употреблять в речи именно «методика семьи Никитиных», тем более в настоящее время, продолжателями распространения игр и обучения играм являются прямые наследники Никитиных Бориса и Елены.
Публикация «Опыт работы с детьми разновозрастной группы 3–4 лет по методике семьи Никитиных» размещена в разделах
- Младшая группа
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
С данной методикой я познакомилась пару лет назад, и до сих пор я не могу расстаться с ней, не могу наиграться с этими увлекательными играми. Первый опыт в освоении игр со мной разделили дети старшей группы, было поровну интересно как детям, так и мне как педагогу. За два года дети многому научились, освоили знания выше базового программного уровня. Я решила не останавливаться и начать заниматься с детьми младшего возраста, тем более сама методика гласит об этом. Но все оказалось не так просто как с детьми старшего возраста, старшие дети «ловили все на лету», младшие не понимали, что я от них требую…Например, во время изучения темы по ФЭМП: «Квадрат», я раздала детям игру «Сложи квадрат» долго показывала, объясняла…приняли и забыли… Мой вывод: игра не интересна детям! Паника…Что делать? Я решила попробовать играть сама, не призывая детей! Садилась за столик и начинала раскладывать игру, играю, вокруг посматриваю, и …началось, дети сами стали подходить к столику, брать стульчики и присаживаться рядом! Теперь игры семьи Никитиных неотъемлемая часть свободного времени детей в группе. Шкаф с развивающими играми расположен в поле зрения детей, если ребенок желает поиграть с играми семьи Никитиных, то не возникает ни каких проблем, обратившись с просьбой дать игру по душе, он присаживается за стол, я присоединяюсь, и игра начинает действовать!
Каждая игра — это набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов и т. д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка геометрии, чертеже, письменной пли устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.
Правила развивающих игр Б. П. Никитина.
• Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому.
• Ребенка необходимо заинтересовать игрой, но не заставлять его играть, не доводить занятия играми до пресыщения. Не обижать ребёнка в игре.
• Развивающие игры-игры творческие. Все занятия дети должны делать самостоятельно. Надо набраться терпения и не подсказывать ни словом, ни вздохом, ни взглядом, ни жестом! Дать возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже.
• Прежде чем дать задание детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
• Обязательно начинать с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие.
• Если ребенок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.
• Каждому ребенку надо дать по комплекту игры.
• Когда у ребенка остывает интерес к игре, е надо «забыть» на месяц-два, а потом «случайно» показать, чтобы ребенок вспомнил о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом.
• Хорошо оживить игру сказкой, давать «имена» узорам, моделям, рисункам, придумывать, фантазировать, пока ребенка не увлечет сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
• Больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
• Создавать в игре непринужденную обстановку. Не сдерживать двигательную активность ребенка.
• Когда уже все готовые задания выполняются, то надо переходить к придумыванию новых не только взрослыми, но и самими детьми.
Ожидаемые результаты работы с развивающими играми Никитина ориентированы не только на формирование отдельных навыков, представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Таким образом, развивающие игры семьи Никитиных стали не только моими любимыми играми, но и полюбились детям, и самое главное, что сами того не подозревая, дети развиваются, а это самое главное в работе педагога – видеть результат своей деятельности.