Людмила Махнева
Опыт работы с детьми раннего возраста по сенсорики
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться опытом с детьми раннего возраста по теме сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр. Выбор мною темы для всестороннего изучения не случаен, так как именно период раннего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного восприятия.
Публикация «Опыт работы с детьми раннего возраста по сенсорики» размещена в разделах
Я работаю воспитателем на группе раннего развития, возраст детей- 1 -3 лет. В моей группе созданы все условия для сенсорного развития детей. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. На втором и третьем году жизни задачи существенно усложняются. У ребенка раннего возраста начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Таким образом, знакомлю детей со всеми основными разновидностями свойств – основными цветами, формами, величиной.
№ 2 После отбора необходимого содержания из дошкольных методик мною был разработан перспективный план для сенсорного развития.
Для того, чтобы сенсорное воспитание заняло достойное место в системе работы с детьми поставила перед собой цель и задачи:
- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине);
- Постепенное усложнение развивающей задачи и условний игры;
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить до завершения, стремится к получению положительного результата и т. д.).
№ 3 С детьми раннего возраста я придерживаюсь таким принципам:
1. Потому что наглядность действует сильнее, чем слово и я объединяю объяснение с показом игрового действия
2. Чтобы у меня игра прошла успешнее знакомлю детей с предметами, которые буду использовать: их свойствами, изображениями на картинках.
3. Известные детям игры становятся более интересными, я ввожу что-то новое и более сложное (включаю новых персонажей, добавляю детали, пазлы).
4. Вызываю интерес к дидактическому материалу (вместе с детьми играю в кубики, разбираю и собираю вместе пирамидки). Создаю у детей радостное настроение.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: развивает внимание, наблюдательность, влияет на развитие памяти, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
№4 Творческая работа требует от меня проявления фантазии, воображения, способности решить эти задачи. Мною и родителями изготовлены разнообразные дидактические игры.
Для создания игр мы использовали самый доступный и простой материал:
- деревянные пластмассовые кубики, картинки, крышки от пластмассовых бутылок, глину и так далее.
Основное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь увидеть мир красок. Предполагаемые игры помогают научить детей различать и называть цвета, которые наиболее часто встречаются в их окружении.
Для детей раннего возраста использую метод «игровой мотивации» (петушки потеряли хвостики, давайте поможем петушкам, найдём хвостики. В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, форму, размер предметов в групповой комнате, на прогулке.
Восприятие цвета не происходит само собой. И одним из наиболее эффективным способом обучения является дидактическая игра. Играя, малыш легко и с удовольствием осваивает приемы обследования формы глазами и руками. Предлагаемые игры направлены на ознакомление детей, прежде всего с цветом, формой окружающих предметов и освоение геометрических фигур.
№ 5 В группе создан уголок сенсомоторного развития детей.
Сенсомоторный уголок предназначен :
- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
- развития мелкой моторики;
- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения. Достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
- создания положительного фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Выделила принципы организации уголка
-доступность;
-безопасность;
-креативность.
Одна из целей сенсорного воспитания - изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают детей.
Подобные цели реализуются мною использованием в работе с детьми дидактических игр, которые направлены на развитие всех видов восприятия. 5 сенсорных систем, с помощью которых человек познает окружающий мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).