МААМ-картинки

Опыт работы по организации адаптационной группы для детей раннего возраста

Ирина Кучерова
Опыт работы по организации адаптационной группы для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Детский сад - это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.

Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ может сопровождаться проблемой его адаптации к новым условиям, так как адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Публикация «Опыт работы по организации адаптационной группы для детей раннего возраста» размещена в разделах

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

В настоящее время наблюдается резкое ухудшение здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду. Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми раннего возраста в период адаптации, выявили:

1) у детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями;

2) отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста,

которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма;

3) социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения;

4) дети теряют часть приобретенных ранее навыков;

5) снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна;

6) происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития;

7) соматические изменения проявляются в потере массы тела, побледнении кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса;

8) у часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде энуреза (ночное недержание мочи, энкопреза (недержание кала, неустойчивости стула, обострения кожных высыпаний.

Степень выраженности указанных выше отклонений зависит от состояния здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей.

Анализ опыта работы дошкольного учреждения выявил противоречия

между необходимостью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста, поступающих в дошкольного учреждение и отсутствием необходимых условий для процесса адаптации.

По результатам наблюдения за детьми, поступающими в дошкольное учреждение была выявлена следующая закономерность: заболеваемость в ясельной группе ежегодно выше, чем в остальных группах. Особенно это наблюдалось осенью, когда проходил период адаптации детей. Во-вторых, не все родители относятся серьезно к адаптации ребенка к дошкольному учреждению. К сожалению, многие родители воспитанников связывают проявление адаптационного стресса с плохой работой воспитателей. В-третьих, сложности адаптации у детей раннего возраста возникают из-за резкого, насильственного отрыва их от матери.

На основании вышерассмотренного нами представляется актуальной проблема создания адаптационной группы в детском саду, группы раннего развития, предусматривающей – кратковременное пребывание детей вместе с родителями. Опыта работы в данном направлении в нашем городе в детских садах пока ещё нет. Мы начали эту работу с сентября 2012 года, опыт оказался успешным востребованным у родителей. Группу посещают 15 человек. Это дети от одного года до двух лет.

В результате диагностики было принято решение об организации деятельности по адаптации и развитию детей в возрасте от 1 года до 2 – х лет. В основу психолого-педагогического сопровождения нами была взята «Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от 1 года до 2 – х лет в условиях ДОУ» Т. А. Бобровой.

Цель работы : Создание эмоционально комфортных условий, облегчающих адаптационный период у детей раннего возраста при поступлении в дошкольное учреждение путём взаимодействия детского сада и семьи.

Реализация программы по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях дошкольного образовательного учреждения призвана решить ряд задач:

• обеспечение социализации ребенка в условиях коллектива сверстников;

• обеспечение индивидуального подхода к воспитанникам;

• создание положительного эмоционально комфортного климата пребывания ребенка в ДОУ;

• развитие психических процессов;

• развитие движений, крупной и мелкой моторики;

• развитие слухового восприятия, создание положительного эмоционального фона от встреч с музыкой;

• формирование элементарных навыков самообслуживания;

• формирование процесса общения детей с посторонними взрослыми (педагогами, сверстниками;

• педагогическое просвещение родителей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, обучения, воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста;

• обучение родителей практическим приемам развития, обучения и воспитания малышей;

• обеспечение легкой степени адаптации при непосредственном поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Занятия в адаптационной группе проводятся два раза в неделю. В течение одного часа.

Мы используем следующие виды деятельности.

1. Действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами — орудиями, строительным материалом.

2. Развитие активной и пассивной речи через ознакомление детей с окружающим.

3. Развитие детского восприятия через подвижные и музыкальные игры.

4. Показ и обыгрывание сказок, детских стихов, сюжетов из реальной жизни с использованием кукольного театра, мягких игрушек и т. д.

Учебно-игровая деятельность состоит из нескольких блоков. Смена деятельности не дает малышам почувствовать усталость, позволяет сохранить познавательную активность на протяжении всего времени пребывания в ДОУ. Не все блоки присутствуют на каждом занятии, они чередуются, по-разному соединяются.

Обычно все занятия строятся на одном сюжете — сказки, сти-хотворения, жизненного события. Игрушки вносятся в игровую комнату постепенно, они появляются только в нужный момент и, выполнив свои функции, исчезают.

Структура занятий адаптационной группы.

Блок № 1. Социализация (приветствие детей новых героев, приветствие «В нашей группе».).

Блок № 2. Развитие мелкой моторики и сенсорики (пирамидки, шнуровки, грибные полянки, мозаика (крупная, вкладыши (дикие и домашние животные, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и др., предметные картинки, разрезные картинки).

Блок № 3. Познавательно-речевой.

Блок № 4. Продуктивная деятельность (конструирование, лепка, аппликация, рисование).

Блок № 5. Развитие движения/музыкальное развитие.

Блок № 6. Социализация (прощание).

Мамы присутствую на занятиях и играют вместе с детьми. Родители с удовольствием посещают занятия.

На каждом занятии дети с нетерпением ждут встречи с куклой Таней

которая, поведет их в мир сказки. Дети отправляются в лес, где

проходит открытие детского сада для зверей. Радость встречи с лесными

зверями, наполняет сердца ребят добротой и любовью к пушистой рыжей

лисичке, неуклюжему лохматому медвежонку, и озорному зайчишке Ушастику.

Разыгрывая различные сюжеты, мы снижаем уровень тревожности,

помогаем вместе со сказочными персонажами преодолеть трудности адаптации ребенка к детскому саду.

Приводя ребенка в адаптационной группу, родители понимают, чем

успешней сложится здесь процесс пребывания малыша, тем спокойней он адаптируется к детскому саду, когда придет без мамы. Ведь адаптация к

дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Мы используем разные формы работы : приглашаем других специалистов – музыкального руководителя, логопеда.

Педагог-психолог

Обеспечивает формирование индивидуального пакета доку-ментов на каждого ребенка: общих сведений о семье (социальный срез, уровень педагогической компетентности, стиль семейного воспитания, анкетирование, медицинских показателей (анамнез, адаптационный лист.

Организует консультации для родителей по следующим во-просам:

- особенности развития детей раннего возраста;

- режим как основа жизнедеятельности ребенка;

- особенности эмоционального развития детей раннего возраста;

- критерии готовности ребенка к поступлению в ДОУ.

Музыкальный руководитель

Организует работу по музыкальному воспитанию детей.

• Обеспечивает развитие детского восприятия, двигательной сферы.

• Развивает эмоциональную сферу детей, создавая положи-тельный эмоциональный фон.

Организовывает музыкальные праздники.

И чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.

Предполагаемые результаты нашей работы в адаптационной группе :

1. Безболезненная адаптация к условиям ДОУ

2. Формирование осознанного отношения родителей к лич-ностному развитию детей раннего возраста.

3. Сохранение и укрепление физического и психического раз-вития детей.

4. Повышение уровня педагогической компетентности семьи по вопросам детского развития, воспитания, обучения. Родители, получившие возможность изучить жизнь детского сада изнутри, являющиеся непосредственными участниками педагогического процесса, характеризуются высокой общественной активностью и становятся настоящими помощниками педагогов в деле воспитания, обучения и развития детей.

Разработанная нами система может быть использована воспитателями во всех дошкольных учреждениях для работы по адаптации и развитию детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Формы организации работы с педагогами по обучению детей раннего возраста основам безопасностиФормы организации работы с педагогами по обучению детей раннего возраста основам безопасности Обучение детей правилам дорожного движения прочно вошло в систему дошкольного образования, это составная часть работы педагогов каждого.

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста в детском саду» Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытные, искренни, забавны. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких.

Опыт работы «Игры-эксперименты с водой и песком в работе с детьми раннего возраста»Опыт работы «Игры-эксперименты с водой и песком в работе с детьми раннего возраста» ПродолжениеОпыт работы «Игры - эксперименты с водой и песком в работе с детьми раннего возраста» Условие возникновения, становления опыта.

Опыт работы «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего дошкольного возраста» Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего дошкольного возраста Рисование- это одно из самых больших удовольствий для.

Опыт работы по развитию движений детей раннего возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала,.

Опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников группы раннего возраста Здравствуйте уважаемые педагоги! Меня зовут Кетова Елена Николаевна, в нашем дошкольном учреждении я работаю в группе раннего возраста «Гномики».

Опыт работы «Создание психолого-педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста» Зaкон «Об образовaнии в РФ» от 27 декабря 2012г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержaния образовaния в рaмкaх дошкольного.

Передовой педагогический опыт. «Развитие кожных ощущений у детей второй группы раннего возраста» Здравствуйте, уважаемые участники сайта!Делюсь с Вами своим педагогическим опытом. Ах, этот 21 век. Век высоких технологий, электроники.

Опыт работы по речевому развитию детей раннего возрастаОпыт работы по речевому развитию детей раннего возраста В июне 2012года я набрала малышей 2010 года рождения. На момент формирование группы семи детям исполнилось два года. Дети могли подержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по организации адаптационной группы для детей раннего возраста
Опубликовано: 18 сентября 2015 в 14:20
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по организации адаптационной группы для детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кучерова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД