Лучший педагог года

Опыт работы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»

Ирина К
Опыт работы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»

План работы:

1 Подбор и изучение методической литературы по данной теме.

2 Изучение методики обучения дошкольников конструктивной деятельности

(Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, В. Г. Л. А. Парамонова, Ф. Фребель и др. ,

Принципов творческого развития (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В.

Запорожец, М. И. Лисина).

3 Подбор методов и приёмов, способствующих развитию мелкой моторики у детей.

5 Пополнение предметно – развивающей среды, оформление центра по легоконструированию.

6 Создание картотеки схем по легоконструированию.

7 Разработать и провести диагностику.

8 Разработать план работы с родителями по данной теме,

подготовить консультации.

9 Обобщить опыт работы по данной теме.

Структура и содержание.

1 Условия возникновения опыта.

2 Актуальность опыта.

3 Ведущая педагогическая идея опыта.

4 Научная обоснованность опыта.

5 Новизна опыта.

6 Технология опыта.

7 Результативность опыта.

8 Адресность опыта.

Условия возникновения опыта.

Сегодня в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования одной из задач рассматривает создание

благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

развития способностей каждого ребёнка как субъекта отношений с

самим собой, другими детьми, взрослыми, окружающим миром.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить технологии, как технология Lego – конструирование.

В процессе данной деятельности у ребенка развиваются конструктивные способности, характеризующиеся применением существующих знаний,

творческого опыта для создания новых продуктов творчества, позволяющие ему исследовать и преобразовывать окружающую действительность. LEGO конструирование, как утверждает Т. В. Лусс, в общем образовании приобрело значение мультифункционального

образовательного комплекса. Оно позволяет обеспечивать компоненты общего образования : умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения образовательных и познавательных задач; умение организовать сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач.

Актуальность

Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всем своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Игрушками лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь, особенно это касается детей с задержкой развития. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Легоконструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Ведущая идея опыта: Раскрытие и развитие конструктивных и творческих способностей детей дошкольного возраста через организацию системы дополнительного образования.

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству.

2. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности основных частей, устанавливать связь между их назначением и строением.

3. Формировать умение создавать свои собственные истории.

4. Формировать предпосылки учебной деятельности в игровой форме: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.

2. Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас. 3. Развивать мелкую моторику, память, внимание.

4. Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки.

5. Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других детей.

6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Принцип построения программы: на занятиях создана структура деятельности, которая реализует условия для развития конструктивных способностей, мелкой моторики и творческого воображения.

Научная о обоснованность опыта:

Проблема интеллектуального и творческого развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики начала XXI века, века информационных технологий. С одной стороны, она учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, умственной работоспособности и т. д.

С другой стороны, появление дошкольных организаций с приоритетом интеллектуального развития свидетельствует о том, что эта проблема выходит далеко за пределы управления качеством процесса умственного воспитания детей, требует изменения подхода к определению целей, принципов, методов и содержания дидактического и психолого-педагогического компонентов воспитательно – образовательного процесса и внедрения современных образовательных технологий.

Развития личности дошкольника не может осуществляться без обучающего влияния взрослого и предметно-пространственной развивающей среды, а так же реальной деятельности самого ребёнка. Содержания и способы этой деятельности определяют процесс его психологического развития. Деятельность ребёнка формирует его психику. Согласно этой теории, теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др., развитие ребёнка осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе и конструктивной.

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. Дети дошкольного возраста стремятся к активному познанию окружающей действительности. Они испытывают интерес ко всему неизвестному, задают много вопросов, строят догадки, рассуждают, обдумывают и ищут различные способы решения проблемных ситуаций.

Авторами книг по LEGO конструированию (Ишмакова М. С. Комарова Л. Г., Лусс Т. С. Фешина Е. В.) выделено три условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста средствами конструкторов типа LEGO.

1. Создание для каждого ребенка дошкольного возраста конструирующей среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, умения создавать различные модели по технологическим картам или собственному замыслу, навыки конструирования, конструкторские способности.

2. LEGO конструирование успешно реализуется в различных видах детской деятельности: в образовательной деятельности в виде

дополнительного наглядного и практического материала; в самостоятельной

деятельности в виде дидактической игры, сюжетно-ролевой или театрализованной игры, в совместной

деятельности детей со взрослыми и сверстниками.

3. Использование LEGO конструирования в совместной деятельности детей и родителей в домашней обстановке позволяет сократить возрастной

барьер между ребенком и взрослым, помогает

взаимодействовать на позициях равенства и партнерства.

Вывод. Таким образом, под LEGO конструированием мы понимаем вид детской активности, направленный на создание продуктов творчества из конструкторов типа LEGO, отличающихся оригинальностью и новизной.

Новизна педагогического опыта

состоит в комбинации элементов известных методик, постановке и решении новых педагогических задач, усовершенствовании отдельных сторон конструктивно-модельной деятельности дошкольников.

Для современного дошкольного образования характерны, с одной стороны, отказ от единой, обязательной для всех государственной программы и появление значительного количества вариативных программ, с другой стороны – широкое распространение инициатив педагогов, чутко реагирующих на изменение экономических, социальных условий в стране, на запросы родителей и дошкольной организации.

Технология опыта

Для реализации поставленных задач мною была создана комфортная, благоприятная, безопасная обстановка для детей. Она оснащена разнообразной коллекцией конструкторов ЛЕГО: разных по – размеру, конструктивной направленности, многофункциональных или используемых для создания каких-то определенных моделей.

Конструкторы с железной дорогой, контейнеры для деталей, оформлены папки с образцами построек, картотека со схемами.

Конструкторы типа LEGO для образования спроектированы таким образом,

чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о

современной науке и технике и освоить ее. Наборы конструкторов типа LEGO предназначены как для самостоятельной, так и для групповой и подгрупповой образовательной деятельности.

В рамках реализации методики развития интеллектуальных и конструктивных способностей с использованием конструкторов типа LEGO я использовала конструкторы типа LEGO не только в образовательной, но и в свободной деятельности детей.

С этой целью была сформирована зона для свободной LEGO конструирующей деятельности детей, помимо основных наборов типа LEGO предложены тематические серии конструкторов, «Зоопарк», «Дом, «Город» и др., способствующие развитию самостоятельной конструкторской деятельности в соответствии с возрастными и гендерными особенностями детей дошкольного возраста, разработала специальную картотеку технологических карт.

Сначала я дала детям возможность самим познакомиться с деталями простого конструкторского набора путем практического экспериментирования с ними.

Для первого практического знакомства с новым материалом я предоставляла достаточно места, чтобы в середине размещалось большое количество деталей, а вокруг свободно действовали дети.

При этом обеспечивала каждому ребенку подгруппы возможность свободно взять любую деталь. Из-за известной большой подражательности детей этого возраста часто то, что выбрал один, хочется иметь и другому.

Я предлагала самому ребенку поискать такую же деталь, что важно для развития у него сенсорики, ориентировочной деятельности, определенной самостоятельности.

И только в том случае, если ребенок сам не справился, приходила ему на помощь: отобрать несколько деталей (3–4) и предложить из них выбрать нужную (как правило, дети с этим справляются).

Как показывает опыт, дети вначале не склонны рассматривать детали; они сразу же начинают их объединять, пытаясь что-то сделать. При этом многие из них приставляют одну деталь к другой или ставят их друг на друга, не скрепляя между собой. Но из-за того, что детали имеют неровные поверхности (выпуклости и вогнутости, дети вынуждены поворачивать их по многу раз, чтобы найти ровные стороны. Некоторые дети пытаются приложить детали друг к другу неровными сторонами, у кого-то вдруг пазы совпадают со штифтами и детали скрепляются между собой. Это мгновение является открытием для детей: они радостно начинают всем показывать и повторять действие соединения. Тогда и другие дети подгруппы начинают делать то же самое.

В результате практических пробующих действий дети, соединяя несколько деталей, получали разные конструкции; обозначали их словом («машина», «самолет», «кораблик» и т. п.) и действовали с ними. Часто, добавляя детали к уже имеющейся конструкции, дети получали либо новую конструкцию («. теперь это домик», либо новые ее качества («. теперь это большой самолет, он быстро летает»).

На следующих занятиях я использовала либо тот же конструктор, дополняя его мелкими деталями, либо другой большой базовый набор типа LEGO, в котором уже человечки, машинки и детали с нанесенными на них рисунками. С подгруппами детей я организовывала сюжетное конструирование, разыгрывая вместе с ними несложные ситуации: например, строят поезд, и люди едут в нем на дачу; далее строят дачу, и люди там живут, отдыхают на скамеечках, кормят курочек и т. п. Или строят гараж, в который дети ставят машинки, некоторые из них дети конструируют сами.

Любая детская конструкция неожиданно может стать новой темой для сюжетного конструирования. Важно ее подхватить и развить.

Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию деталей в коробки. При этом детям можно предложить разные основания для складывания, например, цвет: «. сначала складываем все зеленые детали, а теперь — желтые» и т. п. (цвет дети могут выбрать сами); размер: «. сначала кладем самые большие, потом — поменьше и самые маленькие» и т. п. Эту процедуру я старалась превратить в интересное для детей занятие: предварительно распределяла, кто из детей разбирает конструкции (их может быть двое, кто — собирает детали и подает, а кто — укладывает их в коробку.

Формировала у детей умение выделять в предметах их пространственные характеристики: «высокий–низкий», «широкий–узкий», «длинный–короткий». Предлагала построить короткую и длинную дорожки; широкие и узкие ворота (дороги) для машин разных размеров; высокие и низкие заборы, башенки и др. — только теперь путем скрепления деталей.

Обыгрывала с детьми готовые конструкции, используя машинки, фигурки животных, разных человечков.

Поначалу дети могут не называть пространственные характеристики, но, давая задание типа «А теперь построй высокую башню,. широкие ворота, чтобы вот такие машины могли бы проехать.», и видела, различают их дети или нет. К концу года почти все дети могут не только различать пространственные характеристики предметов, но и называть их. Этому также способствует и конструирование из строительного материала.

Все это очень важно для развития не только пространственной ориентировки, но и самой деятельности конструирования. В дальнейшем, конструируя тот или другой объект, дети предварительно в процессе его создания примеривают игрушку (машинку, уточку, матрешку и т. п.) к еще не законченной постройке. Часто можно при этом слышать детские высказывания типа «. нет, надо еще повыше, а то машина не проедет». Это говорит о том, что у детей начинает формироваться умение выделять в предметах их пространственные характеристики — высоту, длину, ширину — и соотносить предметы между собой по этим характеристикам.

Вывод: у большинства детей проявляется большой интерес к процессу создания объектов, он становится более целенаправленным и длительным. Это говорит о зарождении у детей конструирования как деятельности. К пяти годам дети уже способны замыслить довольно простую конструкцию, назвать ее и практически создать.

Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. Для них в моей работе предлагается некоторые варианты игр с Лего: «Найди все кубики», «Найди пару», «Найди предмет такой же формы», «Расскажи, где находится деталь» и др.

Процесс овладения приемами Лего - конструирования и развитие творчества, осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, образовательной деятельности, совместная деятельность в ходе режимных моментов.

Совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей предполагают проведение индивидуальной работы с детьми, мастер -классов.

Работа с родителями

проведение родительского собрания с целью ознакомления с проектом, привлечение к активному сотрудничеству;

проведение консультаций, анкетирования, мастер – классов;

проведение индивидуальных консультаций с родителями по разделу конструирования;

информационное сообщение для родителей «О пользе Lego занятий»

консультация для родителей: «Детский конструктор: польза и какой выбрать?»

совместные постройки родителей с детьми «Мой дом», «Мой двор»

оформление фото - выставки на тему: «Вот как мы умеем!»

На родительском собрании познакомила родителей с данным направлением работы, рассказала о видах конструктора «LEGO», его аналогах, с тем какие образовательные задачи планирую решать при использовании его на занятиях и в совместной деятельности. С помощью родителей мы оформили картотеку, стенды с образцами построек, альбомы с иллюстрациями построек. Постепенно и дети и родители увлеклись этой темой, приносили в детский сад самые различные «LEGO»- конструкторы и мы вначале оборудовали в группе уголок «LEGO»-игр, а затем появилась идея создания в детском саду небольшого уголка «LEGO». Эту идею нам удалось претворить в жизнь, для развития интеллектуальных и конструктивных способностей у детей в нашем МБДОУ оборудован уголок ЛЕГО.

Он оснащен разнообразной коллекцией конструкторов ЛЕГО / разных по – размеру, конструктивной направленности, многофункциональных или используемых для создания каких-то определенных моделей/. Есть подиум с железной дорогой, контейнеры для деталей, оформлены папки с образцами построек, есть стенды с образцами.

Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации.

Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе.

В заключении хотелось бы сказать, что Лего – конструирование предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет

уверенности в себе.

Перспектива:

• пополнение знаний по уже умеющему опыту работы;

• продолжить расширять и обновлять развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с темами мини-проектов по легоконструированию.

• разнообразить картотеку схем и образцов моделей из Лего конструктора.

Результативность внедрения данного опыта:

1. Внедрение в практику новых подходов к организации образовательной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

2. Дети научились работать с предложенными инструкциями;

3. По результатам обследования педагога-психолога ДОУ, наблюдается сплочение детского коллектива.

4. Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс.

5. Рост профессиональной компетентности педагога в вопросах формирования и использования предметно - развивающей среды.

Возможности использования данного опыта.

Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ. Проект адресован педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования в рамках внедрения ФГОС ДО и всем заинтересованным лицам.

Список литературы:

1. Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М. ; Линка Прес,2014г.

2. Куцакова Л. В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2016г.

3. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М. ;Академия,2014г. -192с.

5. ФешинаЕ. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2016.-114с.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»
Опубликовано: 29 августа 2024 в 21:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина К в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...

1 сентября. День озера Байкал. Папка-передвижка о Байкале

День Байкала отмечают в России в первое воскресенье сентября. Байкал — уникальное место, это озеро входит в число семи чудес нашей страны. Полюбоваться красотой Байкала приезжают люди со всего мира.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД