Оксана Шанина
Развитие творческих способностей дошкольников посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Гении и выдающиеся таланты почти всегда появлялись вспышками, но именно в те периоды, когда им предоставлялись оптимальные возможности развития и реализации. Именно социальная среда является определяющей в успешности становления творческой личности и ее максимальной реализации. Талантливые люди создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали. Удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством фольклора» размещена в разделах
Исследование проводилось в естественных условиях методом обучающего эксперимента в старшей группе, детский сад № 3 «Радуга» г. Тынды. Количество детей в группе 15 человек в возрасте5-6 лет. Условия и возрастные критерии дошкольников одинаковые.
Цель данного исследования: выявление уровня развития творческих способностей у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра будет успешным, если соблюдать следующие условия:
* Создавать предметно-развивающую среду в группе;
* Использовать в работе все компоненты и жанры фольклора : музыкально-песенное искусство, малые жанры (загадки, потешки, сказки, считалки …., народный календарь, народную игрушку, народные промыслы;.
* Приобщить к решению данной проблемы учителя логопеда и семью дошкольника.
Методы исследования:
1) Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
2) Диагностика творческих способностей старших дошкольников.
3) Изучение и обобщение педагогического опыта по фольклору.
4) Беседа.
5) Наблюдение.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Выявить уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить условия, используемые педагогом в работе по развитию творческих способностей.
3. Создать специальные педагогические условия по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, используя фольклор.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Воспитательно-образовательный процесс осуществляю, по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Использую технологии и авторские разработки педагогов-новаторов: П. Родиновой по знакомству детей с устным народным творчеством «Баюшки-Баю»;
Популярное пособие для родителей и педагогов «Детские частушки, шутки, прибаутки»;
И. А. Панкеева «Русские народные игры»;
Ботяковой О. А. «Солнечный круг». Детский народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками.
Валяева О. М. «Использование фольклора в детском саду и семье»;
Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Анализ психологической, педагогической, методической литературы и передового педагогического опыта по данной проблеме позволил мне определить цель, задачи, методы и приемы, а также формы организации занятий.
Опытно-экспериментальная работа строилась по программе М. Ю. Новицкой «Наследие», методик диагностики Д. Гилфорда и П. Торранса «Тест творческого мышления», для развития творческих способностей.
Проведя диагностику уровня развития детей в начале учебного года, выявила проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Главным принципом, которого придерживалась в диагностических методиках – принцип естественного поведения ребенка, что предусматривало минимальное вмешательство в привычные, повседневные формы поведения детей.
Для реализации этого принципа использовала разнообразные способы побуждения ребенка к творческой деятельности (фольклору, в процессе которого проявлялись разные возрастные особенности развития детей.
Моя педагогическая система работы направлена на решение данной проблемы: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством фольклора».
Главная цель моей работы: познакомить детей с русским народным творчеством. Я считаю, что дети должны знать и уважать традиции той страны, в которой они живут, т. к. духовность народа воспитывается через проведения праздников, обрядов, игр, через декоративно-прикладное искусство и устное народное творчество.
В процессе работы с детьми мною были поставлены следующие задачи:
• Знакомить детей с жанрами фольклора, потешки, заклички, скороговорки, частушки, поговорки и др. ;
• Обогащать знания детей русскими народными традициями, обычаями.
• Расширять словарный запас, развивать речь;
• Осуществлять нравственное воспитание дошкольников на основе русского народного фольклора, способствовать развитию детей толерантности.
В образах русской культуры, представленных в сказках, колыбельных, заклинках, играх, сконцентрирована мудрость народа, его оптимизм, всемирная отзывчивость всему лучшему, что есть в мире. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа.
Успех реальной социализации дошкольника, таким образом, зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития творческих способностей ребенка.
Для проведения исследования были разработаны уровни развития, которые показывают степень сформированности творческих способностей (оригинальность, быстрота, гибкость, вариативность) на момент обследования.
По полученным итогам исследования, мною было выявлено.
Что дети:
1) Типичные представления о фольклоре получают, как в естественной (мама пела в детстве колыбельные песни, стихийной и самостоятельной деятельности.
2) Знания о требованиях к организации педагогического руководства фольклором, сводится к пониманию роли воспитателя, как гаранта детской самостоятельной разговорной речи и свободы действия с ней.
Мною было замечено: с детьми не всегда используется ласковый говорок фольклора, это приводит к непониманию и не проявлению самостоятельных творческих способностей.
По итогам исследования детей на начальном этапе, мною были поставлены цели и задачи работы. Поэтому, для более качественного усвоения программного материала в своей работе использую нетрадиционные формы организации и проведения занятий: комплексные, тематические, интегрированные, занятия-путешествия.
• «По времени года».
• «Путешествие в мир сказок».
• «Страна звуков», «Бабушкина шкатулка».
• «Русско-народные игры, шутки, прибаутки».
Эти занятия обогащают словарный запас детей, развивают внимание, память, воображение, сенсорное восприятие.
Заинтересовывают детей используемые мной, сюрпризные моменты, которые поднимают у детей веселое настроение, интерес к занятию: персонажи русских народных сказок, тряпичные куклы, изготовленные руками детей, кукольный театр, музыкальные шкатулки и т. д. Народные костюмы помогают мне перевоплощаться в образы героев сказок и такие сюрпризные моменты заинтересовывают детей и привлекают их внимание к учебному процессу.
Также при ознакомлении детей с народным творчеством использую игровые технологии, игровые ситуации, правильно подбираю по возрасту детей наглядно-дидактический материал, музыкальное оформление, художественное слово, сюжетно-ролевые игры.
Свои первые занятия я начинала с колыбельной песни. Колыбельная песня выражается нежностью и любовью к ребёнку. Ещё в утробе матери ребёнок знакомится с жанрами фольклора, с колыбельной песней, или как её называли в давние времена «Материнский фольклор». Этому способствует спокойный размеренный ритм и многотонный напев. Пение сопровождается покачиванием колыбели и в песнях проявляет звукоподражание. Знакомлю детей с повериями и рассказываю о старинных приметах и обычаях (люди считали, что если положить спящего кота в колыбельку, то ребёнок будет крепко и хорошо спать, мурлыканье кота приносит в дом покой). Знания о колыбельной песни дети используют в сюжетно-ролевых играх, закрепляя их на практике.
Потешки, поговорки, заклички, считалки играют огромную роль в работе с дошкольниками. Они легко запоминаются и остаются надолго в памяти ребёнка, развивают у детей чувство ритма и поднимают хорошее настроение. При ознакомлении детей с пословицами, потешками, прибаутками даю знания о людях, животных, явлениях природы, предметах, о их типических свойствах.
Мы знаем, что игра в жизни ребёнка имеет огромное и главное значение. На занятиях я знакомлю детей с «Народной игрой»- я считаю, что это подготовка к жизненной борьбе и труду. Сами названия народных игр - «Волк и овцы», «Медведь во бору» и др. – говорят о связи игр с бытом и жизнью народа. Тесная связь жизни народа оставила отчетливый след в образно- художественных формах игрового «действия», словесных приговорах и припевках. Таким образом, можем сделать вывод: - что столетия и опыт народа произвели строгий отбор игр - большинство из них с успехом может быть использованы и сегодня. В играх сочетаются важные требования и принципы народной практической педагогики.
Игра со временем становится главным занятием ребёнка, приобретает социальные черты и представляет собой «горячую, неустанную, но вместе с тем и весёлую работу, с помощью которой энергично развиваются дух и тело ребёнка, насаждаются в нем знание и опыт и закладываются первые основы для его будущей деятельности в жизни».
Старшие дошкольники с большим удовольствием любят играть в народные игры, самостоятельно выбирают игру и распределяют в ней роли. Детская игра воспроизводит саму жизнь. В игре, как и в самой жизни, пересчетом посредствам заумных слов, скрывающих настоящее, обозначение чисел, определялись роли и очередность.
Один из самых главных жанров фольклора – загадка.
Термин «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Народные - сказки давно стали включать в детское чтение.
В народной терминологии их, называли «ребячьими сказками». К «ребячьим сказкам» относили те, что «рассказывают бабушки и нянюшки своим питомцам».
Я считаю, что глубоким пониманием педагогических целей детской сказки и знанием детской психологии предопределена художественная структура сказок – пестушек. «Установка на словесную игру, на гармонию и мелодичность. выявляется со всей отчетливостью». Они отличаются от сказок взрослых своим специфическим складом. «Это большей частью сказки ритмически мерные, зачастую рифмованные, то и дело переходящие в песню».
Я считаю, сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.
Таким образом, можем сделать вывод: сказка раскрывает перед ребенком все неисчислимое богатство русского народа, русской культуры. Воспитывает способность наслаждаться художественным словом, обрядовой поэзией, добротой и героизмом.
Дошкольники моей группы с огромным желанием и интересом знакомятся с жанром «Частушки».
Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев. Я заметила, что детей привлекает импровизированный характер частушек, необычная широта их тематики, эмоциональное разнообразие, метко выраженная сатира и дружеский юмор. Приучаю детей петь частушки с улыбкой, радостью, ведь частушка вызывает смех и укрепляет понимание подлинных реальных вещей и явлений.
Для развития сюжетосложения с детьми провожу игры - придумывание.
По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные события, стимулирую детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием (например, Баба – Яга звонит продавцу, чтобы узнать, можно ли купить в магазине метлу, так как её сломалась).
В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнёра. В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнёров – сверстников: обозначать для них (пояснять, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент словесной игры, прислушиваться к мнению партнёров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребёнком и другими участниками события в общем сюжете народной игры.
Мое эмоциональное поведение, моя увлечённость, способность к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей во многом повлияли на радость сотворчества, партнёрских отношений, сотрудничества.
В своей работе использую как прямые, так и косвенные методы воздействия. Они согласны с тем, что окружающая ребёнка обстановка, многие виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература (фольклор) и многое другое способствуют развитию воображения у ребёнка. Очень часто педагоги являются прямыми участниками творческой деятельности старших дошкольников в фольклоре, так как у большинства детей интерес к новой задаче падает без поддержки взрослого.
Поэтому мною с воспитателями ДОУ проводились консультации «Партнё рство взрослого и детей в игре: может ли воспитатель быть Бабой – Ягой», «Приобщение детей к истокам устного народного творчества», «Общие психологические правила, касающиеся свободы, развития и творчества детей», «Что является важным условием развития детского творчества», «Как должен работать педагог» и т. д.
В развитии творческих способностей у старших дошкольников проводила работу с родителями детей экспериментальной группы.
В течение периода эксперимента проводились родительские собрания по теме «Детские праздники в семье», «Что же такое фольклор», «Как развивать творческие способности детей дома». Проводились совместные «посиделки» для детей и родителей, также мы знакомили родителей с методами воспитания в детском саду. В ходе эксперимента проводилось анкетирование «Знакомство и ознакомление детей с фольклором».
После проведённого контрольного этапа эксперимента, видно, что проведена целенаправленная творческая работа, так как положительных результатов достигли все дети. Педагоги ДОУ и родители с серьёзностью отнеслись к проблеме развития творческих способностей старших дошкольников с использованием фольклора, т. к. были заинтересованы в общем развитии своих детей.
Реализация задач развития творческих способностей ребё нка и всей системы учебно-воспитательной работы невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов коллектива образовательного учреждения в целом.
Сознавая, что проблему развития детей невозможно решить без единства с семьёй, большое внимание уделяю работе с родителями, опираясь на три принципа:
1. Целенаправленность.
2. Систематичность.
3. Плановость.
Проводила совместно с детьми и родителями выставки: «Народные игрушки», аппликация - ваза с цветами (совместная работа детей и родителей, «Поделки из дерева», «Волшебные нитки». Обязательно подводились итоги выставки. Вместе с детьми и родителями проводила праздники и развлечения : показ концертов «Ох, частушечка моя», «Играй балалайка». Для младших дошкольников показывали инсценировки русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка». Воспитанники моей группы любят кукольный театр, би-ба-бо, пальчиковый театр и с большим удовольствием рассказывают сказки для больших и малых зрителей.
Заключение.
Таким образом, повторное обследование показало, что моя постоянная, систематическая и последовательная работа над развитием творческих способностей у дошкольников позволила моим воспитанникам достичь хороших результатов. Благодаря творческим способностям у дошкольников развивалось мышление, память, воображение, восприятие, речь, общая и мелкая моторика, шло развитие поэтического и музыкального слуха, чувство цвета, ритма, формы и композиции. Решаю задачи посредством дополнительного образования, кружковой работы «У бабушки на завалинке». Многие мои воспитанники являются активными участниками творческой жизни города : посещают ЦДТ, художественную школу, выступают на городских праздниках, концертах, выставках и т. д.
Своего выпускника я вижу всесторонне развитого к обучению в школе, знающего народные традиции, любящего русскую художественную литературу, общительного, дружелюбного, уважающего людей разной национальности.
Планирую в дальнейшем продолжать работу «по ознакомлению дошкольников с фольклором русского народа». Обобщать и распространять опыт своей работы через выступления на городских МО и средствах массовой информации, открыть консультативный пункт на базе ДОУ, создать кружок для неорганизованных детей нашего микрорайона, вести работу в тесном контакте с родителями.