Елена Пестерева
Опыт работы «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Стремительный темп обновления общества с неизбежностью ведет к коренному изменению системы образования и воспитания. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырос не только созидательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.
Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека - это составная часть социально - экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «Творчество» в общественном смысле означает «искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном». Творческая деятельность — это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».
Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Её исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, О. М. Дъяченко и многие другие.
Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе.
Однако театрализованная деятельность и сегодня остаётся не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. Перед собой я поставила вопрос: «Можно ли работать по-другому? И как?».
Перемены, касающиеся дошкольного образования позволяют обновлять приёмы и методы работы с детьми, вовлекать и заинтересовывать их, предлагать им как уже знакомые средства театральной деятельности, так и новые формы взаимодействия с детьми, что и определяет цель моей работы : выявление путей развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- формировать творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
- формировать умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции ритмических импровизаций, игр и этюдов;
- развивать творческую самостоятельность детей и умение владеть своим телом;
- воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях, используя импровизационные умения.
Главная идея – создания системы работы по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств : музыка, художественное слово, наглядный образ, изобразительное искусство.
Наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
«В процессе этого сопереживания – как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» – утверждал Б. М. Теплов.
А выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».
Н. Бехтерева, Д. Камбарова, С. Маневский, В. Матвеева утверждали, что особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона.
Исследователь И. Г. Вечканова подчёркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературе, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям. В дальнейшем это послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусства в жизни общества (С. А. Козлова, Т. А. Куликова).
Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировав возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского творчества – накопление опыта исполнительства.
Как отмечает Петрова В. Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
Кроме того, исследования отечественных и зарубежных ученых, показали, что одним из серьезных огорчений, которые взрослые доставляют детям, является лишение их возможности выбора. В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя.
Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М. А. Васильевой «Радуга», «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханёва, «Играем в кукольный театр» И. Ф. Сорокина приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и технологии, отвечающей современным требованиям.
Л. С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е. Л. Трусова использует как синонимы понятия «театрализованная игра», «театральная – игровая деятельность и творчество».
Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетные и театрализованные игры имеют общую структуру. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, варьирует своё поведение в роли. В сюжетной игре нет конечного продукта, а в театрализованной - инсценировка.
Учёные с горечью отмечают, что дети, сидящие часами перед телевизором, дети, увлеченные компьютерными играми, утрачивают вкус к игре, в том числе и театрализованной.
Опираясь на свои детские воспоминания, К. С. Станиславский отмечал, что именно в процессе раннего общения с театрализованной игрой «…у детей вскрываются тайники их творческой силы».
Процесс творчества – обладает большой притягательной силой для детей старшего дошкольного возраста, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от театрализованной игры.
Именно на основе творчества мы имеем возможность обогащать и развивать личность ребёнка. Я считаю, что значение этой сферы детской деятельности для творческого развития ребёнка столь велико, что она должна иметь достойное место в системе воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Вывод: Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Анализ работ отечественных и зарубежных психологов, позволяет констатировать, что проблема развития театрализованной деятельности не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна и является важнейшим средством творческого развития детей : готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, лёгкость ассоциирования, независимость и оценок, особую чувствительность.
Опыт работы.
Творческие способности у детей появляются и развиваются на базе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый энтузиазм к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новейших образов, побуждает к мышлению. Существует неувязка, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей появляются ужасы, срывы, заторможенность, а у остальных, напротив, развязанность и суетливость. У детей частенько отсутствуют навыки случайного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый маленький путь эмоционального раскрепощения дитя, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь более распространенным видом детского творчества, конкретно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр владеет большой силой действия на эмоциональный мир ребенка.
Этапы работы.
I этап – подготовительный.
На этом этапе осуществлялось:
- анкетирование родителей с целью выявления знаний и расширения кругозора о театрализованной деятельности;
- исследование уровня развития творческих способностей и театрализованной деятельности детей;
- разработка модели формирования творческих способностей детей через театрализованную деятельность, которая раскрывает основные формы работы с детьми;
- составление перспективного плана работы с детьми по развитию творческих способностей;
- пополнение предметно – развивающей среды группы.
В группе оборудован театральный уголок, где ребёнок может прорепетировать какую – нибудь роль и просмотреть иллюстрации к сказкам, познакомиться с каким-нибудь персонажем. Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, я разместила разные виды театров :
*пальчиковый театр;
*кукольный театр;
*театр теней;
*плоскостной театр;
*настольный театр;
*театр масок;
* театр ложек;
* магнитный театр;
* театр марионеток;
* театр «Би-ба-бо».
Также размещены маски, театральный реквизит, куклы, декорации, музыкальные инструменты, ширма для показа кукольного театра. Кроме того, создана большая картотека аудиозаписей. Периодически обновляла материал, ориентировалась на интересы детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком. В уголке я разместила природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженая.
Учитывая гендерные особенности детей, в центре театра были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Изготовила методические папки с наглядным материалом по темам:
1. «Театрализованная деятельность в детском саду»
2. «Театр-дома»
Изготовила методические папки с упражнениями:
1. Культура и техника речи.
2. Кроссворды о театре.
3. Театральные этюды, игры.
II этап – практический.
На этом этапе осуществляла просветительскую работу с родителями по вопросам развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Организовала беседы, консультации («Какие бывают театры»).
Родители активно помогали шить костюмы, готовить атрибуты для инсценирования.
Частью театрализованной деятельности с детьми являются театрализованные занятия. Активно уделяю внимание технике речи – чистоговорки, разминка языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция. На занятиях с детьми говорим о различных видах театра, о том, как они возникли, познакомились с Петрушкой. Дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и говорить с выражением. Особую роль уделяю развитию у детей мимики и жестикуляции.
В театрализованных занятиях функционально применяю чтение произведений художественной литературы и проведение викторин.
Мы играем в игры, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движений, воображение и фантазию. Применяю упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение детей, проигрываем вместе с детьми этюды на основные эмоции «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх» и др. Такие упражнения развивают у детей умение передавать своё эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. А игры на жестикуляцию вызывают особый задор у детей: «Уходи», «Согласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Прощание» и др.
Итогом всех занятий является мини - спектакль. Выбираются сказки, стихи, пьесы, распределяются роли по желанию детей. Часто такие инсценировки проходят экспромтом. Особенно ребятам нравится придумывать сюжет самостоятельно.
Особое внимание хочется уделить театрализованным играм. Они являются частью театрализованной деятельности.
Театрализованные игры пользуются у наших детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно – ролевых игр сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для совместного творчества.
С ребятами я уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализируя характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, грустный и веселый клоун, снежинки кружатся, плавно ложатся на землю. Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряженья, маски зверей для разыгрывания русских народных сказок, добиваясь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. В процессе постановки сказки дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. В представлениях использовали стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Поддерживали коллективное придумывание диалогов, вместе сочиняли маленькие истории. Дети самостоятельно сочинили историю про Машу и Медведя – что случилось с ними летом, зимой… Дети проявляют большой интерес к танцевальным движениям.
В старшей группе активно использовали игры – драматизации. Участвуя в играх – драматизациях, дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Большой интерес детей к играм – драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
С детьми использовала такой приём, как импровизация (разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки). Необходимо совместно выбрать тему, обсудить как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды. Дальнейший шаг – пусть каждый участник изобразит ее по-своему. И еще более сложное задание – ребенок выбирает тему и сам ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы.
К театрализации мы обязательно привлекаем родителей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Также приобщаю родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Здесь нет зрителей и актеров. Родители сидят вместе с детьми. В праздники мы обязательно включаем инсценировки с занятий, родители с ребятами дома готовят номера – танцуют, поют, читают стихи. Совместные мероприятия взрослых и детей, создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.
Немалое место в моей работе с детьми по театрализованной деятельности занимает организация кукольного театра.
Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся ребята на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Дети нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди. Он давно стал необходимой составляющей в жизни нашей группы.
Кукольный театр, по своей природе близок и понятен детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же «ожившие» куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно.
Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.
С помощью музыкального фона дети слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры. Знакомлю с понятиями: оркестр, ансамбль, соло артиста, оперное пение, развивая познавательную сферу детей.
Театр картинок, фланелеграф и настольный театр самые популярные у детей. Они просты в изготовлении и показе. Такой театр дети рисуют и вырезают сами, придумывают к ним свои рассказы. Здесь все плоскостное: и куклы, и декорации. Всё легко и доступно.
Цель таких театров - внести разнообразие в игры, развлечь и порадовать детей, то, что сделано своими руками. Игры с фланелеграфом развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающимися, действующими, они получат еще большее удовольствие.
В театре игрушек - все объемное. Игрушки используются обычные детские купленные в магазине, сюжет дополняется различными вещами: посуда, корзинка, кроватка. Такое представление помогает более яркому восприятию, развивает пространственное и образное видения детей. Содержание сценки бывает предельно простым, без трудновыполнимых для игрушек движений и действий.
Театр Би-ба-бо пользуется особой популярностью у детей. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать движения. Кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. Погладит руками лицо ребёнка, шепнёт на ухо, прижмётся к нему, поцелует. Восторгу детей нет предела. Потому что они чувствуют себя, ни много ни мало, волшебниками, в их руках оживает кукла.
Театр марионеток, сложный в управлении, поэтому дети больше любят его смотреть, чем показывать. Но он не становится менее интересным и захватывающим. Потому что, игрушка ходит и даже танцует, прыгает и приседает. И ни чего, что она в руках взрослого.
Театр, в который мы играем с детьми, помогает детям узнать самих себя, заявить о себе, попробовать, на что они способны, поверить в себя, перешагнуть через «я стесняюсь», преодолеть робость и скованность, а это способствует формированию положительной «Я-концепции».
- У детей повысился интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у многих детей отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения.
- Увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Заметно повысилось эмоциональное развитие детей по всем разделам.
- Дети научились составлять рассказы по картинкам, улучшилась интонационная выразительность речи у многих детей. Конечно, не каждому ребенку дается в полной мере реализовать свои способности, такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими детьми дифференцированно.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Результативность. За период своей деятельности дети, с которыми я работала, стали более эмоциональными, более мобильными. Они научились понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и честно. А самое главное, они привлекли к миру театра своих родителей. Ведь взрослые порой сами забывают об искусстве.
Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью. Надеюсь, что, проводимая мной работа в этом направлении не окажется бесполезной, и дети в будущем более активно проявят себя в школе.
Список используемых источников:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», - М., 2009.
2. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», - М., 2007.
3. Додокина Н. В. Евдокимова Е. С. «Семейный театр в детском саду», -М., 2008.
4. Журнал «Воспитатель в ДОУ» :
«Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
5. Картушина М. Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых», -М., 2005.
6. «Лето красное, звонче пой!», сост. Власенко О. П., -Волгоград, 2007.
7. Маханева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», -М., 2009.
8. Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия», -СПб, 2008.
9. «Театр кукол и игрушек в ДОУ», сост. Власенко О. П., -Волгоград, 2009.
10. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду», -М. ,