Татьяна Глухова
Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач :
• Воспитание звуковой культуры речи (не только упражнения на звукопроизношение, но и работа над интонацией, темпом речи, дикцией, силой голоса)
Публикация «Опыт работы „Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
• Формирование грамматического строя речи (построение разных типов предложений, морфология и словообразование)
• Словарная работа (когда выступает работа над смысловой стороной слова, т. к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова)
Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста, и чтобы оно проходило успешно необходимо комплексно решить следующие задачи:
• побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь
• научить слушать воспитателя
• научить выполнять простые поручения по словесной инструкции
• вызывать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить) накопить и расширить пассивный словарь ребенка.
Работа по развитию связной речи ребё нка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности:
1. В образовательной деятельности (ОД) -это специальные занятия по развитию речи, а также и на других занятиях.
2. В повседневном общении.
1. Занятия по развитию речи во второй младшей группе проводится 1 раз в неделю. На каждом занятии решается несколько речевых задач. Так, развитие связной речи сочетается с обогащением и активизацией словаря, воспитанием звуковой культуры речи, с формированием грамматического строя речи. На занятии обязательно используется наглядный материал: предметы, игрушки, картины, картинки. В этом возрасте важно совершенствовать у детей умение слушать, понимать речь, отвечать на простейшие и более сложные вопросы, поддерживать разговор. Вопросы взрослого – ведущий прием активизации речи и мышления малыша.
У детей младшей группы уровень связной речи во многом зависит от их умения строить отдельные предложения и соединять их в связный текст.
Для развития связной речи используем пересказ детьми хорошо знакомых им литературных произведений, рассматривание и словесное описание (с помощью воспитателя) игрушек и картин.
Например, на занятии по описанию игрушки, дети сначала рассматривают игрушку, далее отвечают на вопросы о предметах (что это? кто это, их признаках и действиях. Затем организуется совместное рассказывание, после которого дети могут самостоятельно повторять текст.
При рассматривании картины учим детей замечать в ней главное и постепенно переводим их от простого перечисления предметов, признаков к связным высказываниям.
2. Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. Поэтому необходимо создавать условия в течение дня, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживать рассказы ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, чем занимались в течение дня и т. д.
-Побуждаем детей рассказывать о том, что они хотят или что делают.
-Сообщаем детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) комментируем действия детей.
-Предлагаем детям рассказать о том, что они делают (здесь формируется комментирующая речь ребенка)
Развиваем речь через художественное слово. Много читаем сказки, рассказы, стихи. Дети любят их, заинтересованно слушают. После чтения обязательно беседуем о прочитанном, обсуждаем: каким был герой? кто больше всех понравился? выделить главное? чему учит нас произведение. Рассказываем сказки с фигурками настольного театра, проводим игры - драматизации, игры - инсценировки. Для активизации связной речи детей мы используем различные виды театров. Дети этого возраста с удовольствием играют с фигурками настольного театра.
Загадываем детям загадки, учим их отгадывать и рассказывать об отгадке.
Используем дидактические игры и упражнения: «Узнай и назови», «Добавь слово», «Парные картинки», «Волшебный мешочек», «Назови какой», «Назови ласково» «Что бывает круглым?» «Много и один», «Что изменилось?» и др. Такие игры стимулируют активную речь ребёнка, которая интересна и значима для детей, а ее успешность достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний.
Большое внимание уделяем использованию игр и упражнений на координацию речи с движением (пальчиковые, подвижные игры с речевым сопровождением, физминутки). Их включаем в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты и т. д. Дети с огромной радостью принимают участие в разных играх начиная с речевых, дидактических, настольных и заканчивая подвижными играми. Все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи у младших дошкольников.
Индивидуальная работа :
Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, развитие диалогической речи.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Главная задача, которую мы ставим перед собой - создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей.