Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»

Татьяна Глухова
Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач :

• Воспитание звуковой культуры речи (не только упражнения на звукопроизношение, но и работа над интонацией, темпом речи, дикцией, силой голоса)

Публикация «Опыт работы „Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников“» размещена в разделах

• Формирование грамматического строя речи (построение разных типов предложений, морфология и словообразование)

• Словарная работа (когда выступает работа над смысловой стороной слова, т. к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова)

Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста, и чтобы оно проходило успешно необходимо комплексно решить следующие задачи:

• побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь

• научить слушать воспитателя

• научить выполнять простые поручения по словесной инструкции

• вызывать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить) накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Работа по развитию связной речи ребё нка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности:

1. В образовательной деятельности (ОД) -это специальные занятия по развитию речи, а также и на других занятиях.

2. В повседневном общении.

1. Занятия по развитию речи во второй младшей группе проводится 1 раз в неделю. На каждом занятии решается несколько речевых задач. Так, развитие связной речи сочетается с обогащением и активизацией словаря, воспитанием звуковой культуры речи, с формированием грамматического строя речи. На занятии обязательно используется наглядный материал: предметы, игрушки, картины, картинки. В этом возрасте важно совершенствовать у детей умение слушать, понимать речь, отвечать на простейшие и более сложные вопросы, поддерживать разговор. Вопросы взрослого – ведущий прием активизации речи и мышления малыша.

У детей младшей группы уровень связной речи во многом зависит от их умения строить отдельные предложения и соединять их в связный текст.

Для развития связной речи используем пересказ детьми хорошо знакомых им литературных произведений, рассматривание и словесное описание (с помощью воспитателя) игрушек и картин.

Например, на занятии по описанию игрушки, дети сначала рассматривают игрушку, далее отвечают на вопросы о предметах (что это? кто это, их признаках и действиях. Затем организуется совместное рассказывание, после которого дети могут самостоятельно повторять текст.

При рассматривании картины учим детей замечать в ней главное и постепенно переводим их от простого перечисления предметов, признаков к связным высказываниям.

2. Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. Поэтому необходимо создавать условия в течение дня, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживать рассказы ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, чем занимались в течение дня и т. д.

-Побуждаем детей рассказывать о том, что они хотят или что делают.

-Сообщаем детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) комментируем действия детей.

-Предлагаем детям рассказать о том, что они делают (здесь формируется комментирующая речь ребенка)

Развиваем речь через художественное слово. Много читаем сказки, рассказы, стихи. Дети любят их, заинтересованно слушают. После чтения обязательно беседуем о прочитанном, обсуждаем: каким был герой? кто больше всех понравился? выделить главное? чему учит нас произведение. Рассказываем сказки с фигурками настольного театра, проводим игры - драматизации, игры - инсценировки. Для активизации связной речи детей мы используем различные виды театров. Дети этого возраста с удовольствием играют с фигурками настольного театра.

Загадываем детям загадки, учим их отгадывать и рассказывать об отгадке.

Используем дидактические игры и упражнения: «Узнай и назови», «Добавь слово», «Парные картинки», «Волшебный мешочек», «Назови какой», «Назови ласково» «Что бывает круглым?» «Много и один», «Что изменилось?» и др. Такие игры стимулируют активную речь ребёнка, которая интересна и значима для детей, а ее успешность достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний.

Большое внимание уделяем использованию игр и упражнений на координацию речи с движением (пальчиковые, подвижные игры с речевым сопровождением, физминутки). Их включаем в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты и т. д. Дети с огромной радостью принимают участие в разных играх начиная с речевых, дидактических, настольных и заканчивая подвижными играми. Все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи у младших дошкольников.

Индивидуальная работа :

Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, развитие диалогической речи.

Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Главная задача, которую мы ставим перед собой - создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Автор публикации:
Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 06:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Глухова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД