МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста»

Елена Боброва
Опыт работы «Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста.

Выполнила: музыкальный руководитель Боброва Е. В. МАДОУ д/с №106 г. Тюмени

Тюмень 2020г.

В настоящее время, в обществе, всё чаще возникает вопрос о воспитании и формировании личности, готовой не только жить в ежедневно меняющихся социальных и экономических условиях, но, и активно влиять на существующую действительность, каждый день, меняя её к лучшему. Большую роль в развитии такой личности, творчески-активной, социально-адаптированной играет образовательная среда в области творчества и искусства. В данном случае, на помощь приходят различные детские объединения, секции, кружки разной направленности, как дополнительное образование для детей и подростков. Одним из таких направлений является занятие пением или как сейчас принято говорить - «вокалом». Именно это направление за последнее десятилетие получило наибольшую популярность в связи с некой пропагандой детского творчества в нашей стране, это телепередачи и ток-шоу творческой направленности «Голос», «Голос дети», «Х-фактор», «Синяя птица» где дети показывают свои достижения в этой творческой области. В связи с этим у родителей возникает потребность отдавать своего ребёнка в студии и кружки, занимающиеся таким видом деятельности, чем, и вызвано растущее количество творческих студий и кружков в нашем городе.

Публикация «Опыт работы „Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Занятия детей вокалом оказывают большое влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка, его самооценку, предоставляют широкие возможности её повышения. Вокал - это не просто дар, это средство самовыражения.

Занятия вокалом с младшего возраста играют огромную роль в развитии ребёнка. Ведь именно голос является первым инструментом, которым овладевает ребенок с дошкольного возраста, достаточно умело может им пользоваться. Пение оказывает влияние на развитие всего комплекса музыкальности (развитие музыкального слуха, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальное мышление и воображение); оказывает положительное влияние на нравственное и интеллектуальное развитие ребенка (в связи с раскрытием содержания текста, физическое развитие (укрепление голосовых связок, легких, развитие слуха).

Дошкольный возраст от 5 до 7 лет – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Огромные возможности для эстетического развития детей таятся в разнообразных формах работы по вокальному воспитанию – пению в хоре, ансамблях; участие в праздниках, развлечениях, концертах, выступлениях на сцене, участие в песенных конкурсах.

В связи с высоким спросом родителей и воспитанников на услуги дополнительного образования по вокалу, я решила углубленно изучить тему «Развитие певческих и вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста». На базе своего учреждения, я создала дополнительную услугу по вокалу для детей от 5 до 7 лет, для дополнительного развития певческих способностей детей. Вокальный кружок действует с 2014 года по сей день, количество детей, желающих посещать кружок с каждым годом заметно возрастает. Занятия проводятся на платной основе, в качестве дополительной услуги.

Цель работы - формирование вокально-хоровых навыков, воспитание певческой культуры и музыкально-эстетического вкуса.

Достижение данной цели способствует решение следующих задач:

• Овладение вокально-певческими навыками как в сольном, так и в хоровом исполнении: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

• Развитие музыкального слуха, координация слуха и пения

• Развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;

• Привитие навыков сценического поведения.

• Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

Новизна педагогического опыта состоит в том, что в основу работы легла игровая технология, а именно игровое распевание. Ребенок находится в привычной и комфортной для него среде, познавая и изучая новое посредством игрового материала.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

- игровой характер занятий и упражнений,

- активная концертная деятельность детей,

- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях,

- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, ноутбук с записями музыкального материала,

- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась в том, что дети не в полной мере использовали певческий потенциал. Они затруднялись петь в высоком или низком регистрах, зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шепот. В силу несформированного артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, не вовлекая в двигательный процесс голосовой аппарат и мышцы лица. Поэтому для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса мною была разработана диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников. Были определены три уровня развития певческого голоса: высокий, средний, низкий. Были выбраны наиболее эффективные педагогические подходы, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно.

На основе данных, полученных в ходе диагностики, были сформулированы основные задачи работы с детьми дошкольного возраста по формированию певческих навыков.

Конечным итогом работы является самореализация ребенка в песенной деятельности, которая выражается в успешном исполнении песен на концертах, конкурсах, в самостоятельной деятельности. У ребенка самостоятельно реализуются физиологические возможности собственного голоса, формируются музыкальные и творческие способности.

Применительно к дошкольникам составлен перспективный план, который содержит все разделы работы по развитию показателей певческого голоса, включая дыхательные упражнения, массаж лица и шеи, артикуляционные и интонационно – фонетические упражнения.

План работы осуществляется на музыкальных занятиях и в процессе индивидуальной работы с детьми.

Достичь успеха в решении поставленных задач можно только в тесном профессиональном сотрудничестве и сотворчестве музыкального руководителя и воспитателя в организации процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Этот принцип подразумевает также тесное сотрудничество с семьей ребенка.

1. Основные задачи, которые я ставлю в работе по развитию певческих навыков дошкольников:

-развивать целостное восприятие песен разного содержания и формы, учить воспринимать:

-настроение, характер песни;

-различные интонации, переданные в песне;

-развитие и взаимодействие контрастных музыкальных образов.

-развивать восприятие певческой техники:

-коллективное пение с солистом, с запевалой;

-исполнение по фразам.

Учить детей выразительному пению, выражать в песне:

-различное настроение, характер, его изменение в запеве, припеве;

-изменение различных интонаций в куплетах;

-особенности развития музыкального образа

Побуждать изображать в исполнении свои музыкально-слуховые представления, используя соответствующие средства выразительности:

музыкальные: мелодия, темп, ритм, динамика;

внемузыкальные:

- невербальные – осанка, поза, жесты, мимика;

- вербальные – выразительность слов фразы, куплета,

смысловые акценты.

Формировать певческие навыки:

-естественность, непринуждённость, эмоциональность исполнения;

-правильность звукообразования;

-смену различных способов звуковедения;

-певческую дикцию;

-точность интонирования мелодии и ритмических особенностей песни;

-певческое дыхание;

-соблюдение ансамбля.

Обучение особенностям техники певческого исполнительства.

Работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются все остальные элементы учебной работы.

К основным вокально-техническим навыкам относятся:

1. Певческое дыхание;

2. Звукообразование;

3. Артикуляция;

4. Слуховые навыки;

Педагог должен проводить занятия активно и сосредоточенно, непременно

анализируя каждый этап обучения, заострять внимание ученика даже на

небольших удачах, закреплять навыки правильного пения и, конечно же,

исправлять ошибки, добиваясь от ребенка осознанного выполнения требований.

Для правильной работы голосового аппарата очень важно соблюдение

следующих правил певческой установки:

- постоянно контролировать и поддерживать твердую опору на обе ноги,

- ощущать внешнюю и внутреннюю подтянутость,

- поддерживать хороший тонус организма.

Исполнители должны твердо усвоить, что расслабленное состояние

корпуса, сгорбленная спина являются причиной тусклого, вялого звучания,

поскольку при этом звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, и, главное,

интонация становится неустойчивой

Чтобы работа по развитию певческих навыков была наиболее эффективной, я стараюсь обеспечить выполнение следующих условий:

Очень важно создать на занятиях психологический комфорт, атмосферу радости. Стремлюсь к установлению доверительных отношений с детьми, проявляю внимание к их настроению, личностно-ориентированной модели взаимодействия. В развитии творчества и особом внимании нуждаются не только и не столько «звёздочки», уже «открытые» и замеченные в коллективе сверстников.

Охрана голоса и слуха ребёнка. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краёв, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, поэтому я учитываю в работе певческий диапазон звучания детского голоса.

Таблица диапазонов

Возраст детей Диапазоны

3 - 4 года ре - ля

4 - 5 лет ре - си

5 - 6 лет ре - си (до)

6 - 7 лет (до) - ре - до)

Голосовые связи требуют к себе бережного отношения, поэтому я не допускаю, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос. Слежу сама и предлагаю воспитателям наблюдать за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе.

Не поощряю пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребёнка. Воспитателям и родителям напоминаю, что диапазон у детей формируется с возрастом, что к старшему дошкольному возрасту у детей певческий диапазон расширен только от "ре" первой октавы и до "до" второй октавы, а "рабочий" диапазон, где дети достигают наиболее лёгкого звучания, ограничен звуками "ми - си" первой октавы.

Учитывая возможности детского голоса, никогда не пою с детьми без настройки голосового аппарата. При любой вокальной работе нужно обязательно распеваться. Распевание не только разогревает мышцы голосового аппарата, но и создаёт психологическую настройку всего организма:

Занятия следует проводить соблюдая несколько организационных моментов:

1)воздух в помещении должен быть не сухой, не пыльный и не холодный;

2) в установленное время, чтобы дети приходили через час после еды, так как механическое воздействие полного желудка на дыхание (подпёртая диафрагма) затрудняет речь и пение;

3)в такое время, чтобы дети не выходили сразу после занятия на улицу (особенно в холод).

Методы и приёмы в работе с детьми:

Наглядные методы включают в себя:

1)наглядно - слуховые приёмы (слушание песен; пропевание наиболее трудных интервалов, части мелодии; пропевание фразы на одном дыхании, прослушивание аудиозаписи);

2)наглядно – зрительные приёмы (показ педагогом исполнения песни; сравнительный показ правильного и неправильного исполнения помогает активизировать детей, оживляет занятие);

Словесные методы:

1)объяснения, указания;

2)вопросы;

3)словесные инструкции, пояснения, беседы.

Оздоровительные упражнения чаще использую для защиты певческих голосов на занятиях:

-дыхательные упражнения

-гимнастика язычка упражнения для укрепления горла, снятия напряжения

-сочетание пения и пассивного движения,

-чтение нараспев,

-ритмическое чтение.

Упражнения для тренировки дикции

-вокальные упражнения

-пение подгруппами, покуплетно,по рядам, отдельно мальчиков и отдельно девочек.

В своей работе выделяю несколько этапов:

В развитии певческих навыков придаю большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

Все вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

Работа над песней (Основные этапы):

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

2 этап – разучивание песни.

3. Закрепление песни.

1 этап-знакомство с песней.

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков.

Методические приёмы:

- краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);

- пояснение непонятных слов;

- чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;

- разгадывание загадок, ребусов;

- вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

2 этап - разучивание песни.

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

После прослушивания песни провожу беседу с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому можно использовать приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение дается как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.

Для того чтобы дети быстро запомнили песню можно помочь указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»)

Играть с детьми в «Подсказку»: петь песню с остановками и ждать, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предложить отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращать внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараться больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.

Подбор приемов для более эффективного запоминания текста Игра «замри» (с остановкой на сложном слове или звуке). Пение в диалоге с педагогом (игра «Я и вы»). Использование таблиц или иллюстраций выставляемых на фланелеграфе. Разучивание в удобной текстуре, по мелодическим фразам, и вначале без сопровождения.

Фразу начинает петь педагог, а затем повторяют дети (пение «эхом», игровой приём уже известный детям с первого речевого и второго певческого этапа). Проговаривание текста в ритме песни негромко или шёпотом

3 этап – исполнение песни. (Закрепление разучивании)

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

В период целенаправленной работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста оформляются родительские уголки: «Охрана детского голоса», «Пойте на здоровье», «Советы тем, кто хочет научиться петь». Работа с родителями предполагает принимать участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников.

В работе с воспитателями используются открытые просмотры («Путешествие Язычка», «Всем нам песни петь не лень» и другие, консультации («Советы взрослым по охране голоса детей дошкольного возраста», «Хороводные игры в работе с детьми младшего и среднего возраста», и другие, беседы, круглый стол, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению

Результаты моей работы

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

-дети любят петь,

-научились владеть своим голосом,

-понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,

-научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,

-научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,

Все это прослеживается в результатах итоговой диагностики.

В дальнейшем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.

Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов, для развития творческих способностей детей через музыкальные занятия, игры, музыкальные загадки, диалоги и так далее.

Список используемой литературы:

1. «Тутти». Авторская программа. А. Буренина, Тютюнникова;

2. Музыкальный букварь. Н. Ветлугина

3. «Ладушки» Каплунова. Новоскольцева.

4. Музыкальное воспитание детей раннего возраста авт. Бабаджан;

5. Музыкальные занятия с малышами. В. А. Петрова;

6. Учите детей петь (Песни и упражнения для развития голоса у детей) авт., Орлова, Бекина; 1998г

7. Хоровое сольфеджио авт. Струве;

8. Битус А. Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.

9. Тютюнникова Т. Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.

Материалы Интернет-ресурсов:

1. www.cronao.ru/aktualnyj-pedagogicheskij-opyt/doshkolnoe-obrazovanie

2. www.ipkrs.bsu.edu/sourse/metod_sluzva/teacher/op08/apo_08/kirichenko.pdf

3. www.rudocs.exdat.com/docs/index-333705.html

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 15:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Боброва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД