Магидина Ольга
Бинарный урок произношения и обучения грамоте «Твердые и мягкие согласные [д]-[д’]»
Бинарное занятие по произношению и обучению грамоте
в 1 дополнительном классе
«Звуки [Д]-[Д’], буква Д. Дифференциация твердых и мягких согласных»
учитель начальных классов И. Г. Завьялова
учитель-логопед О. Е. Магидина
Цель: дифференциация твердых и мягких согласных звуков [Д]-[Дь], чтение слов с буквой Д.
Задачи:
образовательные:
Публикация «Бинарный урок произношения и обучения грамоте „Твердые и мягкие согласные [д]-[д’]“» размещена в разделах
- Обучение грамоте, 1 класс
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
-закреплять навыка чтения буквы Д в позиции твердого и мягкого звука.
- отрабатывать навык чтения.
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;
-отрабатывать навык звуко-буквенного анализа;
-улучшать межполушарное взаимодействие посредством кинезиологических упражнений.
-дифференцировать твердые и мягкие согласные;
воспитательные:
-воспитывать умение слушать учителя и одноклассников;
-воспитывать навык работы в коллективе.
Оборудование: сигнальные карточки синего и зеленого цвета, предметные картинки (дом, дерево, садовод, карточки со слогами, карточки с тексом, учебник, цветные карандаши.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
• определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
• проговаривать последовательность действий на уроке.
• учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в материале;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Коммуникативные УУД:
• умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения);
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
• чёткое и правильное выполнение артикуляционных движений в соответствии с речевой инструкцией;
• удержание заданной артикуляционной позы согласных [д]-[д’];
• дифференцирование согласных [д]-[д’];
• умение демонстрировать сформированные произносительные навыки (чёткое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма).
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Логопед.
Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть на необычном занятии, которое проведем вместе с Ириной Геннадьевной. Я уверена, что у вас все получится, со всеми заданиями вы успешно справитесь! Давайте настроим свой мозг на отличную работу: упражнение «кулак-ребро-ладонь».
Как обычно я напоминаю, что на уроке
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
II. Основная часть.
Для того, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку:
Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы.
Что это? (Дом).
Правильно, это дом. (вывешивается на доску картинка). Скажите, какой первый звук в этом слове? ([д]).
Еще одна загадка:
Его посадили
Оно и стоит
Ворона на нём
Ночью тёмною спит
И птичка, и белочка селятся.
Растёт и качается
Это дерево. Какой первый звук в слове дерево? (Звук [д’]).
Давайте сравним эти звуки.
Характеристика звуков (гласный или согласный, глухой или звонкий, твердый или мягкий) .
Чем отличаются эти звуки? (Один твердый, другой мягкий.)
А букву Д вы уже знаете? (Да).
О чем мы будем говорить на уроке, как вы думаете? (О букве Д и звуке [д] – [д’])
Правильно, мы будем тренироваться читать слова с буквой Д, различать звуки [д] – [д’].
Учитель.
У меня в руках карточки со слогами. Прочитайте слоги.
(читают слоги с твердым и мягким звуком [д])
Почему в одних случаях звук звучит твердо, а в других мягко?
(Помогают гласные)
Правильно, гласные е, и смягчают согласный звук.
Придумайте слова на слоги ДЕ, ДИ
(подбирают слова)
Логопед.
А сейчас давайте поиграем в игру «Сигнальщики». Перед вами лежат две сигнальные карточки: синяя и зеленая. Я буду называть вам слова. Если, в слове есть звук [д], вы поднимаете синюю карточку, если звук [д’]- зеленую.
ДОМ, САДЫ, ДЕРЕВО, САДОВОД, ДИМА, ДЕДУШКА, ДАЧА, ДУБ, ДЯТЕЛ, ЗАДАЧА, САДИК, ДЕНЕК, ПОСАДИЛ, ВОДА.
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием! Внимательно слушать вы умеете!
Учитель
Откройте азбуку на странице …
Читаем слова с буквой Б.
(Работа с учебником. Читают слова.)
Вам встретилось слово САДОВОДЫ. Скажите, кто это?
(Ученики предлагают свои варианты)
САДОВОД – человек, разводящий сады; человек, который занимается садоводством.
(Слово и картинка вывешиваются на доску)
Логопед.
Давайте отдохнем!
Физминутка.
Тук-тук-тук! Строим дом (кулачком стучим по кулачку).
Дом высокий (руки вверх вытянуть,
Дом с окном (руки вместе и развести в стороны,
С острой крышей и трубой (руки в виде крыши).
В доме я живу с тобой (повернуться друг к другу и протянуть руки).
Учитель.
Откройте Азбуку на странице …. Прочитайте текст по цепочке.
(Работа с учебником. Текст «Садоводы»).
Вопросы по тексту:
Кем был дед Димы? Кто посадил садик?
В первых двух предложениях обведите синим карандашом слова со звуком [д], зеленым – слова со звуком [д’].
Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
(Взаимопроверка выполнения задания).
А теперь проверим все вместе. Прочитайте слова со звуком [д], затем слова со звуком [д’].
Логопед.
III. Итог. Рефлексия
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями.
Напомните, о чем мы сегодня говорили?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Какое задание было трудным?
Покажите с помощью смайлика, какое настроение у вас после нашего урока?
(Поднимают веселый или грустный смайлик).
Нам тоже очень понравился сегодняшний урок и ваша работа!