Наталья Ефремова
Поликультурное образование и воспитание дошкольников
Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сегодня, когда явно наблюдается тенденция к ужесточению нашей среды воспитать преданность Отечеству и гордость за него? Окружающий нас мир меняется, меняемся и мы. Перед педагогами стоит задача сделать все зависящее от них, чтобы окружающий мир не стал враждебным для всех и каждого.
Публикация «Поликультурное образование и воспитание дошкольников» размещена в разделах
Умение жить в мире разных идей и людей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей, не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народной культуры, так как детские впечатления неизгладимы. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей.
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где он живет, с приоритетом для него культуры его национальности.
В нашем ДОУ организована поликультурная образовательная среда, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителей любой культуры и национальности:
1. имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов, проживающих в Мордовии;
2. в каждой группе есть уголок краеведения;
3. собрана художественная литература (сказки, легенды, былины);
4. имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);
5. создан мини - этнографический музей, в котором имеются образцы народного быта русских и мордвы.
Во все образовательные области включаем задачи по ознакомлению и приобщению детей к культуре разных народов. Дети знакомятся с народной песней, танцем, народными музыкальными инструментами; знакомим детей с декоративно-прикладным искусством русского и мордовского народа. Дети с удовольствием слушают сказки, потешки, стихи; играют в народные игры. Проводим праздники и развлечения, на которых звучат песни и стихи на русском и мордовском языках.
Познание детьми национальной культуры, народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Жизнь доказывает, что народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит юмор потешки, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех и улыбку задорная пляска, подвижные народные игры и хороводы.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Помощь родителей по поликультурному образованию детей является неотъемлемой частью образовательного процесса. Они ее оказывают, принимая участие в жизни детского сада. Используем разные формы работы с семьей: выставки и конкурсы совместных поделок и рисунков, выпуски семейных газет, фотовыставки, создание фотоальбомов, фольклорные развлечения и праздники и др.
Родителям своих воспитанников мы помогаем осознать, что народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее. Для расширения знаний родителей проводим консультации. К сожалению, родители мало времени уделяют ознакомлению детей с культурой своего народа, не рассказывают народных сказок, потешек и песенок, не читают произведений национальных поэтов. Мы считаем, что необходимо донести до сознания не только детей, но и их родителей, что они являются носителями народной культуры, что важно воспитывать детей в национальных традициях.
Мы, педагоги дошкольного образования вместе с родителями, взаимно обогащая друг друга в процессе поликультурного образования и воспитания детей, готовим достойную почву для решения основной задачи современности – воспитания гражданина с чувством национальной гордости, гражданского долга и ответственности, с чувством патриотизма и преданности Отечеству.