Анастасия Раева
Опыт работы по теме «Элементы ментальной арифметики в процессе образования дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я приветствую всех вас.
Знаю я: секрет успеха
Есть у каждого из нас.
Но, как ребенку стать успешным?
Не ответишь так поспешно.
Про это вам сегодня расскажу
Свой опыт я работы покажу!
Училась я всегда отлично
И вела себя прилично.
Не заметила, как вскоре
Я закончила уж школу.
Стала думать и гадать
Куда же лучше поступать.
Я решила- воспитатель
Вот призвание мое!
Люблю детишек забавлять
Буду им вторая мать!
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Ментальная арифметика
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Отучившись, я пришла
В сад, что зовется «Колокольчик»
Светел он, высок, красив
Педагогов коллектив
Добр, приятен, не строптив.
И с ребятами своими
Я без дела не сижу,
То им сказку разыграю,
То им опыт покажу.
Осваиваем новую методику-
Развиваем мышление и логику.
Если вдруг мне станет трудно,
Есть поддержка у меня,
Моя крепкая семья!
Вот стою я перед вами,
О себе я говорю.
Не судите меня строго,
А себя я похвалю.
О себе лишь объективно,
Перед судьями не врут:
Не конфликтна, позитивна
И ценю свой нужный труд
И вот однажды (видео)
В педагогических методиках воспитания всегда найдется место для неординарных форм и методов развития, а детям всегда нравится, что-то новое,необычное. Поэтому и тему я выбрала интересную.
«Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».
Что же такое МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА?
Чтобы давать знания другим, надо самому регулярно получать их – это должно быть правилом каждого. Я стремлюсь познать что – то новое, так как современная жизнь требует от нового поколения, более раннего развития. Так я познакомилась с ментальной арифметикой – программой развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах абакус (соробан).
В период с 4 до 12 лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Доказано, что в этом возрасте мозг детей наиболее пластичен, поэтому обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период.
Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое за логику.
Работая левой рукой, мы включаем правое полушарие, работая правой рукой – левое. А задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе.
Главными задачами ментальной арифметики являются :
- концентрация внимания
- развитие фотографической памяти
- развитие творческого мышления, логики, воображения
В рамках Федеральных образовательных стандартах дошкольного образования, которые предполагают непрерывную образовательную деятельность, я разработала дополнительный курс развития дошкольников с использованием элементов ментальной арифметики. Этот курс охватывает не только математическую область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах.
Свою работу я начала с того, что познакомила своих воспитанников с понятием «Ментальная арифметика». Рассказала, что такое ментальная арифметика, что ребят ждут увлекательные, интересные игры и занятия, какой их ждет результат. Перед работой на абакусе, мы подготавливаем и тренируем свои пальчики, используя пальчиковую гимнастику, такую как «птичка и цветок», «пространственное рисование». Эти пальчиковые упражнения не только развивают мелкую моторику рук, но и полезны для координаций движений детей.
В работе с абакусом и приемами работы на нем, я рассказываю детям сказку про двух братьев. Именно эта сказка помогает обучить детей правильным приемам и навыкам счета на абакусе.
Далее мы продолжаем гармонично развивать умственные способности и в этом нам помогают карточки схемы, интерактивные тренажеры, интерактивные игры, ментальные карточки.
Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры, и часть занятия обязательно уделяется счету, часть творческим заданиям, для развития внимания, памяти, мышления,логики.
В своей практике я использую различные упражнения:
1. Мозговая гимнастика, так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогает управлять эмоциональными, физическими и умственными навыками и способностями. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. («Перекрестные шаги», «Ленивая восьмерка», игра «Робот»)
2. Кинезиологические упражнения,
улучшают мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю. («-ухо – нос – хлопок»);
развивает моторику и тактильные ощущения. («Колечко»,«Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»)
3. Лабиринты. способствуют развитию логического и пространственного мышления, учат ребенка анализировать, развивает внимание. (
4. «Головоломки»(«Колумбово яйцо», «Дорисуй домик», «Волшебноедерево»)
5. Таблицы Шульте, помогают определить устойчивость внимания и динамику работоспособности. («Красный,черный», «Покажи и назови правильно»)
Мною разработано
Тематическое годовое планирование
с использованием ментальной арифметики в образовательной деятельности.
Тема
1-2 Знакомство с ментальной арифметикой
3-4 Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья»
5-6 Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев.
7-8 Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4.
9-10 Выполнение заданий на добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4.
11-12 Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9
13-14 Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах от 1 до 10.
15-16 Набор чисел от 1 до 10
17-18 Определение чисел с абакуса. Набор чисел от 1 до 10
19-22 Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 1 до 10
23-24 Набор двузначных чисел от 1 до 10 на абакусе
25-28 Простое сложение. Примеры на простое сложение
29-32 Простое вычитание. Примеры простое вычитание
23-35 Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах от 1 до 10
36 Закрепление пройденного. Решение примеров на простое сложение и вычитание.
Продумана структура непрерывной образовательной деятельности дошкольников
с использованием элементов ментальной арифметики.
1. Постановка проблемы.
2. Упражнения на развитие мелкой моторики.
3. Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, логики.
4. Работа с абакусом.
5. Работа с использованием ментальных карт, схем, интерактивных игр, тренажеров
6. Расслабление, релаксационные упражнения.
7. Рефлексия.
8. Здоровьесберегающие технологии
Для отслеживания результатов образовательной деятельности мною была проведена диагностика воспитанников группы на начало работы по выбранной теме и в ходе ее реализации.
Отмечу, что показатели в ходе реализации проекта изменились в лучшую сторону.
В своей работе особую роль отвожу тесному сотрудничеству с родителями моих воспитанников. Я провела анкетирование среди родителей по данной теме.
Родители группы заинтересовались данной методикой.
За «круглым столом» мы обсудили реализацию курса развития дошкольников с использованием элементов ментальной арифметики.
Я рассказала, о целях, задачах, этапах, формах и методах обучения детей, представила свои наработки.
Пригласила принять участие в мастер-классе «Ментальная арифметика для дошкольников»,на котором родители решали математические примеры с помощью новой методики.
В родительском клубе «Гнездышко» я представила опыт работы по данной теме, где рассказала, как можно подготовить дидактический материал самостоятельно для работы дома.
Сейчас ведется активная работа по созданию видео – уроков для детей.
Для более успешной работы мной создана картотека игр на развитие внимания, памяти, мышления, логики.
Практика и отзывы родителей показывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть развивающей и уникальной для детей.
На этом мы не остановимся, а будем маленькими шажочками идти дальше, открывать, познавать новое в своих начинаниях. Главное есть интерес, желание, горящие глазки.
Я уверенна, мы добьемся своих целей. И станем маленькими гениями!