Приложение МААМ

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

ирина саськова
Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Гордеевский детский сад «Теремок»

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Автор: Саськова Ирина Анатольевна

воспитатель высшей квалификационной категории

2021г.

Введение.

Публикация «Опыт работы „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос обязательно! – активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Актуальность опыта.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы взрослые? Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакое другое средство соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Главное достоинство применения экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

Развивается речь ребенка, так как он формулирует обнаруженные закономерности и выводы, рассказывает об увиденном.

Происходит накопление фонда умственных умений.

Формируются самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие - либо предметы и явления для достижения данного результата.

Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, трудовые навыки. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование. Идея опыта заключается в планомерном использовании экспериментирования для развития познавательной активности детей. Новизна опыта состоит в том, что мы стремимся действовать в логике интегративного подхода и использовать современные педагогические технологии, тем самым реализовывая ФГОС.

Цель работы : развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. Задачи:

Образовательные.

- Формировать у детей представления о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях, организме человека. - Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие.

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, предвидеть полученный результат. Воспитательные.

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.

- Воспитывать аккуратность, дружелюбие, взаимную поддержку.

В основу работы заложены следующие принципы: Принцип научности. Усвоение знаний детьми правильно отражает действительность с помощью экспериментирования. Принцип наглядности предусматривает непосредственное наблюдение окружающей действительности. Принцип доступности. Содержание, характер и объем учебного материала соотносится с уровнем развития и подготовленности детей. Принцип развивающего обучения. В основе лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей. Принцип индивидуализации дифференцированного подхода. Задания детям даются с учетом индивидуального подхода. Принцип последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные, с последующим усложнением. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса предусматривает построение образовательного процесса по «событийному» принципу, а именно на основе сезонности, тематики НОД.

Теоретическое обоснование.

Чем интереснее и разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Осуществляя деятельность по развитию познавательной активности посредством экспериментирования, мы руководствуемся: - методическими рекомендациями программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

- программой С. Н. Николаевой «Юный эколог»;

- методиками диагностирования Л. Н. Прохоровой, Ю. А. Афонькиной.

Технология опыта. Необходимым условием успешной работы с детьми по экспериментированию является создание предметно-развивающей среды. Это и альпийская горка, песок и глина на участке, почва в цветниках, мини-огород, вода, коллекция камней. Главное, чтобы дети знакомились с природой не по картинкам, а могли постоянно с ней общаться. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан уголок мини-лаборатория по экспериментальной деятельности «Территория Почемучек», которая постоянно пополняется все новыми компонентами. Материалы и оборудование в мини-лабораторию подбирались с учетом возрастных особенностей детей среднего и младшего возраста.

Были продуманы условия для хранения всего практического материала : весь материал расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дети среднего и младшего возраста в силу своих возрастных особенностей ещё не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Я ввела правила: бери только нужные для работы материалы; с сыпучими материалами работай только на подносе; не пробуй на вкус вещество, если не уверен, что ты пробуешь; не мешай соседу. Вывесила в уголке на видном месте правила работы с материалами доступные детям младшего и среднего возраста.

На основе проделанной работы, я сделала вывод, что проблема развития познавательной активности детей посредством экспериментирования будет эффективно решаться с помощью создания определенной модели, которая включает в себя различные формы и методы работы.

Формы работы : - Организованная образовательная деятельность – экспериментирование.

- Игры – эксперименты. - Прогулки и целевые экскурсии. - Работа с родителями.

Методы и приемы: - Беседы познавательного характера. - Наблюдения. - Сравнения. - Чтение познавательной литературы. - Просмотр учебных кинофильмов. - Показ. Объяснение. - Дидактические игры. - Создание проблемных ситуаций. Организованная образовательная деятельность – экспериментирование имеет определенную структуру подготовки и проведения:

- предварительная работа (экскурсии, наблюдения, эвристические беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов); - определение типа, вида и тематики НОД; - выбор цели, задач работы с детьми; - выбор и подготовка оборудования, пособий с учетом сезонности, возраста детей, изучаемой темы. Непосредственную образовательную деятельность с элементами экспериментирования выстраиваю следующим образом: 1. Интересное начало (мотивация, точка удивления). 2. Игры на систематизацию знаний: «Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Найди такую же», «Найди общее». 3. Сообщения детей. 4. Физкультминутминутка. 5. Опытно-экспериментальная деятельность. 6. Умозаключения детей на основе опытов. 7. Решение проблемных задач, ситуаций. 8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание). Такой алгоритм НОД позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения. Модель построения НОД может меняться в зависимости от задач. Предлагаемые задания выполняются детьми без принуждения и сопровождаются положительными эмоциями. Они ориентированы не на получение единственно-правильного ответа, а на развитие познавательного интереса детей, в чём помогают сказочные персонажи – Каркуши, Фили, Капелька, Незнайка. Непосредственная образовательная деятельность – экспериментирование планируется и проводится с учетом сезонных изменений и возрастных особенностей детей младшего и среднего возраста.

Работа с детьми младшего возраста направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий решаю следующие задачи: - Обязательно сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупыванием, восприятием на слух, вкус, запах (используем дидактическую игру «Чудесный мешочек»); - сравнивать схожие по внешнему виду предметы: салфетка – полотенце, мяч – воздушный шар, соль – сахар (дидактическая игра «Не ошибись»);

- учить детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений (почему лед на лужах? почему лопнул шар); - активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (почему песок не рассыпается).

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений: о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса); о природных явлениях (ветер, снегопад, вода, воздух, игры с ветром, со снегом, льдом; теплота, звук, вес, притяжение); о мире растений (способы выращивания растений из семян, листьев, луковиц; проращивание растений лука, семян цветов);о предметном мире (одежда, обувь, посуда, мебель, игрушки, краски и пр.).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления, объекты природы (цвет, форма, величина; мнется – ломается, мягкий – твердый, теплый – холодный и прочее). Работа с детьми среднего возраста направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Основными задачами, решаемыми мной в процессе экспериментирования, являются следующие:

- активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (почему лужи зимой замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится); - группирование предметов по функциональным признакам (для чего нужна посуда, мебель, одежда, обувь); материалы, из которых она сделана, в зависимости от ее использования, например, мебель мягкая (из ткани, меха) для сна, отдыха и мебель для приема пищи, рисования (из дерева, металла, пластмассы). Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование и расширение у них представлений: о материалах (глина, песок, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса, магнит, мыло); о природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы (вода, снег, лед, воздух, ветер); о мире животных (как живут животные зимой и летом); о мире растений, условиях необходимых для их роста (свет, влага, тепло); о геометрических эталонах (круг, треугольник, прямоугольник, призма); о человеке (мои помощники – нос, глаза, рот, уши и т. д., органах чувств человека. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Активно использую строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами.

Игры – эксперименты являются наиболее любимым детьми видом познавательной деятельности, так как отношения педагога с детьми в игре строятся на основе партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе игры - экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.

Структура детского экспериментирования включает в себя основные этапы:

1. Выделение и постановка проблемы. 2. Целеполагание (что нужно сделать). 3. Выдвижение гипотез: ( предположение: «Как вы думаете, что произойдет с маслом в воде? С песком? С сахаром? и т. д.). 4. Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии). 5. Формулирование выводов (как получилось). Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация действий, подтвердилось, формулировка вывода (как получилось). В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? При проведении экспериментальной работы с детьми стараюсь соблюдать определенные правила:

-Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.

-Не сдерживать инициативу детей.

-Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

-Не спешить с вынесением оценочных суждений.

- Помогать детям научиться, как управлять процессом усвоения знаний (могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов). На первых этапах экспериментирования предлагаю детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, при окрашивании воды, я сначала демонстрировала весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем предлагала детям принять участие в эксперименте и только после этого позволяла им самим самостоятельно экспериментировать. Проводить опыты под руководством взрослого, конечно, интересно. Но иногда ребенку так хочется поработать в лаборатории самостоятельно! Взвесить все, что хочешь, выяснить, как выглядит мир через лупу и насколько точны песочные часы. Именно в самостоятельных исследованиях проявляется любознательность ребенка, его интерес к исследованиям, умение самостоятельно проверять свои предположения и сделать выводы. Для таких исследований я приготовила в мини лаборатории самое простое оборудование и материалы, расположили их в доступном для детей месте. Для самостоятельных исследований были разработаны различные схемы проведения опытов и рисунки – символы (ладошка, глаз, рот, ухо, нос, подсказывающий с помощью каких органов чувств можно изучить предмет. Прогулки и экскурсии позволяют расширить и разнообразить опытно- экспериментальную деятельность детей, так как ребенок оказывается непосредственно в природном окружении, которое предлагает разнообразный материал для исследований и наблюдений. Экспериментальную деятельность во время прогулок провожу с учетом сезонных изменений. Детей четвертого года жизни продолжаю учить наблюдать, анализировать, и делать элементарные выводы об окружающем мире. В летнее время проводятся опыты с водой, песком и глиной, камнями, веточками деревьев, осенними листочками. Продолжаю учить детей лепить и делать фигуры из песка. В процессе игр с песком и водой закрепляю знания детей об их свойствах. Зимой знакомлю детей со свойствами снега (лепим колобки из сухого и влажного снега). Из снега с помощью формочек делаем различные фигурки. С помощью печатки наносим различные фигуры на снег. Экспериментируем со льдом. Дети пятого года жизни учатся различать живую и неживую природу, приводят примеры. В процессе элементарных опытов показываю, что растениям нужен свет тепло и воздух. На примере цветка мы экспериментируем со светом (падает больше или меньше света, растение поворачивается к свету). В ходе эксперимента выявляем необходимые условия для проращивания семян, выращивания растений (вода, воздух, свет, тепло). Проводятся более углубленные эксперименты с водой, в результате которых уточняются знания детей о свойствах воды (без запаха, цвета, принимает форму сосуда, превращается в лед и пар, при таянии лед и снег превращаются в воду). Формируется понятие о значении воды в жизни человека и растений, о бережном отношении к воде. Рассказываем о работе людей по очистке водоемов и рек, проводим эксперименты по очистке воды. В ходе наблюдений вспоминаем пословицы о воде «Вода путь найдет», «Много воды – много травы», подтверждаем их опытным путем. В зимний период в процессе изготовления различных построек, продолжаю знакомить детей со свойствами снега. Дети охотно играют со снегом как с песком. Разнообразно использую снег в сочетании с другими материалами для более содержательных наблюдений за его свойствами. Например, снег и лед, снег и вода. Предлагаю детям рисовать по утрамбованному снегу, рассматриваем и зарисовываем снежинки. Во время экскурсий сравниваем снег возле дороги и снег в поле. Показываю, как снег возле дорог превращается в грязную воду, почему? Так же провожу эксперименты и наблюдения со льдом. Предлагаю детям налить цветную воду в различные формочки и заморозить на улице. Замерзшие льдинки вынимаю, подогрев формочки в теплой воде. Использую цветной лед для творческих игр. Проводятся следующие эксперименты с камнями : камни и песок, камни и вода, рассматриваем камни. При рассматривании и изучении камней, предлагаю определить их свойства (большой – маленький, гладкий – шершавый, светлый – темный, теплый – холодный). Дети рассматривают камни и решают на кого или что они похожи, затем камни с помощью красок и аппликации превращаем в «актеров» театра. Используем камни в театрализованных и творческих играх на прогулке и в группе. Таким образом, у детей развивается творческая и познавательная активность. С детьми среднего возраста продолжаю расширять знания детей о свойствах песка и глины, давая им возможность самостоятельно убедиться в качествах и свойствах этих материалов посредством опытов, экспериментов и наблюдений. Актуальными в наше время являются опыты по утилизации мусора. В ходе данных опытов и экспериментов у детей формируется бережное отношение к окружающему миру, основы экологической культуры.

Сотрудничество с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.

Для работы с семьей мы используем следующие формы работы : тематические выставки («Я – исследователь», «Маленький почемучка», фотовыставки («Мы познаем мир», «Мама, папа, я – изобретательная семья», конкурс «Лучшее изображение снежинки». Родители принимают непосредственное участие в проектной деятельности. Для повышения педагогической культуры родителей были проведены беседы и консультации («Устроим дома лабораторию», «Для чего ребенку лупа?», «Экспериментируем дома», «Малыш – природный исследователь» и др.) Состоялось родительское собрание на тему: «Развитие познавательной активности ребенка посредством экспериментирования», на котором мы предложили родителям поучаствовать в мастер–классе по проведению экспериментов, познакомили с картотекой и лабораторией. Что способствовало активному участию родителей в пополнении мини-лаборатории материалами для исследований. Многие родители организовали экспериментальную деятельность с детьми в домашних условиях. В итоге была организована фотовыставка «Экспериментируем дома», целью которой было популяризировать данный вид деятельности.

Заключение. В результате проведенной работы по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования я сделала для себя вывод: выбранные мною методы и приемы, формы работы по развитию познавательной активности, любознательности оказались эффективными, что доказывают результаты диагностики. Так положительный результат проводимой работы показала диагностика предпочитаемого вида деятельности по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности». Диагностика проводилась в начале деятельности и конце года. В начале работы предпочитаемым видом деятельности была игра, а в конце по итогам деятельности 32% детей выбрали детское экспериментирование, 30% игровую деятельность, 12% чтение художественной литературы, 14% изобразительную, 12% конструирование. Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, мы смогли заинтересовать детей, у детей появился активный познавательный интерес к объектам живой и неживой природы и экспериментов с ними. Мониторинг сформированности интегративных качеств «Любознательный, активный» показал: высокий уровень составил – 45%; средний уровень – 55%; низкий уровень отсутствует. Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идёт развитие познавательной активности, любознательности; создаются условия для формирования основного целостного мировидения ребенка; создаются предпосылки для формирования у детей практических и умственных действий; развиваются психические процессы, наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости, делать выводы. Благодаря проделанной работе наши дети могут ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это делаю так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате. Они умеют видеть в обычном – необычное, в знакомом – незнакомое, в известном – неизвестное, и я надеюсь, что многие из них на всю жизнь останутся почемучками и любознайками. Перспективу развития своего опыта вижу в : - продолжении работы по развитию познавательной активности детей посредством экспериментальной деятельности; – применении в работе новых методов и приемов, технологий (расширить использование ИКТ); - усовершенствовании предметно-развивающей среды с учетом возрастными особенностями детей;

- активизации участия родителей в развитии познавательной активности детей.

Используемая литература:

1. Н. Н. Поддъяков «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект».

2. А. И. Иванова «Детское экспериментирование как метод обучения».

3. А. И. Иванова Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Сфера 2004г.

4. Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами» «Карапуз-дидактика» 2005г.

5. М. А. Фисенко «Природа вокруг нас» ИТД «Корифей» 2008г.

6. О. В. Дыбина «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Сфера 2005

7. Н. А. Рыжова «Игры с водой и песком» «Карапуз-дидактика», 2005

8. Н. В. Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» «Детство-пресс» 2013г.

9. С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» Мозаика – синтез, 2005.

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 1 апреля 2021 в 09:44
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем ирина саськова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД