Приложение МААМ

Опыт работы по теме «Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей дошкольного возраста»

Татьяна Панкрушина
Опыт работы по теме «Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме

Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности.

Именно в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция.

Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Публикация «Опыт работы по теме „Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Поэтому, одна из главных задач дошкольных учреждений - правильное физическое воспитание детей.

Одной из форм работы по физическому воспитанию дошкольников в нашем детском саду являются занятия ритмопластикой. На сегодняшний день это одно из перспективных направлений развития успешности ребёнка.

Ритмическое движение дарит человеку здоровье – полноту и естественность жизни, самореализацию. Ритмическое движение способствует уменьшение локального мышечного напряжения – зажимов, оно тренирует равновесие и дыхание, улучшает подвижность и осанку – учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.

Ритмопластика в целом вырабатывает осознанное владение своим телом, связанное с этим психологическое раскрепощение. На занятиях ритмопластики тренируются следующие психические процессы: восприятие, внимание, воля, память, мышление, развивается эмоциональная сфера, умение выражать эмоции в мимике, пантомимике, тренируется подвижность нервных процессов.

Ритмопластика - своеобразный музыкально-ритмический психотренинг.

«Музыкальный» означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом под музыку,

«ритмический» - значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, в соответствии с заданным ею ритмом,

а психотренинг подразумевает, что у малыша одновременно с «мастерским» владением собственным телом тренируются все психические процессы. Это и восприятие, и внимание, и память, и эмоции, и чувства, и мышление, и речь, творческие способности и воображение, музыкальные способности, мышцы и координация движений, подвижность и способность сознательно управлять своим телом.

Ребенок приобретает ценнейшее для будущей жизни умение держать спину, у него появляется красивая осанка, выправляется и становится изящной походка, а помимо удовольствия от занятий он приобретает еще и здоровье, что немаловажно для будущего школьника.

Ритмопластика доступна всем малышам без исключения. Ведь в основе феномена ритмопластики лежат, с одной стороны, простые знакомые образные упражнения, а с другой – исключительно разнообразные движения, которые принято делить на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др.

Через танцевальные движения дети максимально близко знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, с помощью несложных и чуть более сложных гимнастических упражнений, учатся легко, без затруднений ориентироваться в пространстве.

Через имитирующие движения под музыку с детишками разыгрываются разнообразные эмоциональные состояния, образы, сценки, сюжеты.

При этом у ребенка развиваются не только двигательные навыки, но и осмысление музыки и ее выражение через тело с подключением эмоционально-чувственной сферы, т. е. актерские способности.

Получение такого обширного опыта – благодатная почва для дальнейшего развития ребёнка, его успешности повышения самооценки.

Ритмопластика – это хорошая подготовка дошкольника к обучению в школе. Занимаясь в группе, ребенок учится общаться с другими детьми, решать неизбежно возникающие конфликтные ситуации. Любые занятия в группе развивают необходимые для учебы качества: дисциплину, самоорганизованность, волю, целеустремленность, ответственность.

Чем раньше ребенок начнет заниматься ритмопластикой, тем более гармоничное и всестороннее развитие личности он получит в ходе дальнейшего развития.

Особое место занятия ритмопластикой занимают не только в жизни способных и одарённых детей, но и неловких, иногда даже неуклюжих, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Дети обучаются элементарным танцевальным движениям, улучшается их физическая форма и координация движений. Благодаря занятиям в объединении улучшается и эмоциональное состояние ребят. Они учатся выражать свои эмоции, контролировать душевное состояние, адекватно реагировать на ситуацию. Занятия ритмопластикой являются хорошей физической и эмоциональной разрядкой для активных ребят, а застенчивым детям они помогают раскрепоститься.

Изучив всевозможную литературу по ритмопластике, я в качестве эксперимента при активной поддержке родителей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и педагога-психолога начала заниматься с детьми своей группы (возраст детей с 4 до 5 лет). Сначала стала понемногу вводить некоторые элементы ритмопластики на занятиях по физической культуре.

С детьми я начинала работу с того, что дала возможность детям присмотреться к своему телу, почувствовать его возможности.

Кроме комплексов по танцевально-ритмической гимнастике, основных движений и танцевальных шагов, я использовала различные музыкально-ритмические игры.

Это игры на развитие двигательных способностей. В игре «Муравьи», которая проводится в разном темпе, дети учатся ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по залу, не сталкиваясь друг с другом, а при столкновении я делаю сигнал «бип».

Игра «Деревянные и тряпичные куклы», которую я разучила с детьми в индивидуальной работе, способствует раскрепощению детей, они с удовольствием повторяют ее в самостоятельной деятельности (песня Буратино, Вальс цветов).

Игра «Не ошибись» направлена на развитие чувства ритма, произвольное внимание и координацию рук и ног. Я в различных сочетаниях задаю ритм (хлопки в ладоши, по коленям, притопы). Постепенно ритмические рисунки усложняются и убыстряются. А в игре «Музыкальное эхо» дети по окончании проигрывания музыкальной фразы повторяют сильные доли музыки хлопками.

Для развития фантазии и воображения я использовала музыкально-пластические импровизации, целью которых является передача в свободных пластических образах характер и настроение музыкальных произведений. В таких играх дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания (имитирующие движения).

Например: в игре-превращении «Играющий котенок», которую использую на занятиях ритмопластики, ребята с интересом выполняют выразительные, движения рук и головы, следят за своим котенком (шифоновым платочком, превращая это в своеобразный танец.

В игре-превращении «У ежика болит лапка», ребенок жалеет колючего ежика с больной лапкой, хотя колючки не дают этого сделать. В этой игре дети учатся владеть своим эмоциональным состоянием, взаимодействовать друг с другом, жалеть, сочувствовать, дружить.

Музыкально-ритмические игры и импровизации помогают детям 4-5 лет раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, импровизировать под музыку, чувствовать музыку, переживать ее. С помощью этих игр у детей развивается ритмическую активность, творческое воображение. Эти игры я использую не только на занятиях, но и как физкультурных минутках.

При работе с детьми среднего возраста у меня возникают некоторые трудности, так как группы в ДОУ формируются с разным уровнем творческих проявлений (это смешанные группы двух возрастов).

Я разделяю игры на легкие и более сложные в исполнении. Неточное исполнение игр отрицательно влияет на раскрытие образов. Поэтому я в индивидуальной работе, обращаю внимание на то, как дети в движении передают тот или иной образ, подсказываю как правильно выполнить движение, вместе отрабатываем не получающийся образ. Главное не спешить, не ждать быстрых изменений.

В программу объединения входят средства по музыкально-ритмическому воспитанию детей : основной гимнастике, танцам и танцевально–ритмической гимнастике, а также пальчиковой гимнастике, музыкально – подвижным играм и игровому самомассажу. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Показателем уровня развития детей моей группы явилось не только выразительность и непосредственность движений под музыку, умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку. Но и повысилась самооценка, уверенность в себе, дети без боязни могут выступать на сцене перед сверстниками, родителями и посторонними людьми. Дети стали организованными, дисциплинированными, появилась ответственность, целеустремленность. Научились общаться друг с другом и разрешать мирным путем возникающие конфликтные ситуации.

Итогом годовой работы объединения стал отчетный концерт, посвященный дню танца для детей детского сада и родителей воспитанников. Результатом занятий ритмопластикой в детском объединении стали выступления перед детьми и родителями на уровне детского сада, а так же на муниципальном уровне. Кроме того коллектив «Осьминожки» приглашают на различные концерты во Дворец Культуры и Искусства в качестве маленьких артистов.

В планах на будущий год – продолжать занятия ритмопластикой и готовить танцевальные зарисовки к праздникам, а также участвовать в разных конкурсах и концертах детского творчества, которые проводятся ежегодно среди детских садов.

Многие считают, что самосознание у ребенка формируется в старшем дошкольном возрасте, но мой эксперимент показал, что азы самосознания можно и нужно начинать формировать как можно раньше. Так как дети сейчас очень развиты в силу насыщения информационного поля окружающего нас.

Мой опыт работы показывает, что использование в работе данного комплекса ритмопластики помогает детям становится более уверенными в себе и самостоятельными. Это объясняется формированием у дошкольников более высокого уровня развития представления о себе, своих возможностях, способностях. Благодаря поощрению спонтанности, фантазии, самораскрытия дети становятся инициативнее и настойчивее в плане реализации собственных замыслов.

Таким образом, я пришла к выводу о возможности положительного воздействия занятий ритмопластики на становление самосознания, образа «Я» ребенка дошкольного возраста – в сензитивный период формирования системы представлений о себе.

Публикации по теме:

Обогащение социального опыта ребенка через реализацию игровых проектов «О правах — играя». Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще.

Творческая работа «Социально-личностное развитие детей 3–4 лет» Актуальность Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития, формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 23:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Панкрушина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД