Дарина Загорская
Опыт работы по теме самообразования «Проектная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников»
Презентация опыта работы
«Проектная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников»
Обращение к проектной деятельности, объясняю тем, что, чаще всего приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, а так же с бедным словарным запасом и скудностью речи. Культура речи детей и их умение использовать выразительные языковые средства находится на низком уровне.
Публикация «Опыт работы по теме самообразования „Проектная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
На мой взгляд одной из причин этому является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, лишение их содержательных (живых) способов общения. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей.
Поэтому актуальной становится необходимость включения в деятельность дошкольников инновационной деятельности, требующей использования новых методов и технологий в работе по развитию речи, в которых есть место инициативе ребенка, сочетания свободы познания, речевой деятельности и культуры, принятой в обществе, совместной формы сотрудничества ребенка и взрослого. Одна из таких технологий – проектная деятельность.
Проектная деятельность способствует формированию элементарных навыков работы с информацией, обогащению активного словаря, активизации речевой деятельности, умений, связанных с выполнением небольших творческих заданий. А также повышению активности участия родителей в жизни группы.
Целью моей работы является : Развитие связной речи у дошкольников средствами проектной деятельности.
Задачи:
- Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса;
- Развивать связную, грамматически правильную, выразительную диалогическую и монологическую речь;
- Овладевать навыками общения и коллективного творчества;
- Увеличить мотивационно – развивающее пространство через подбор стимулирующего, дидактического и развивающего материала;
- Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.
При осуществлении проекта в своей работе использую следующие формы работы :
С детьми:
• Развитие основы речевой и языковой культуры.
• Развитие общих представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях.
• Развивать природную детскую любознательность
• Наблюдение, познавательное общение.
• Знакомство детей с родным краем.
• Использование дидактических игр.
С родителями
• Дни открытых дверей.
• Консультации
• Родительские собрания
• Совместная организация праздников и развлечений, выставок совместного творчества взрослых и детей.
В нашей группе было реализовано много проектов : «Моя семья», «Мамочка любимая моя», «День народного единства», «Новогодний калейдоскоп», проект по развитию финансовой грамотности «Подарок для бабушки», «Комнатные растения», «Лето – это маленькая жизнь», «Полезная и здоровая еда» и другие. А также ребята приняли участие во многих общих проектах детского сада, один из таких мини-музей «Подводный мир».
Для того чтобы добиться стойкого интереса детей и стимулирования их речевой активности активно использую рабочие листы и различные дидактические игры :
1. Мини-книжки на разные темы. Каждой картинке нужно найти своё место, при этом проговаривая каждый объект. Тем самым обогощается словарный запас и осуществляется закрепление правильного произношения звука в речи. Возможные игры: найди место картинки по тени с проговариванием, игра один-много по картинкам из книжки, назови ласково.
2. Кубики Блума - это способ, при котором на грани кубика наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение всех аспектов темы. Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
• Назови…может соответствовать уровню репродукции, т. е. простому воспроизведению знаний
• Почему… соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением
• Объясни…ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры
• Предложи…
• Придумай…
• Поделись…
3. «Рассели по домикам». Данная дидактическая игра обучает ребенка использовать в речи личные местоимения. Дети должны сгруппировать в домики картинки по местоимениям «он», «она», «они», «оно». Также можно после попросить ребенка составить небольшой рассказ с помощью картинок и выложить их в последовательности.
4. Дидактическая игра «Мой, моя, моё, мои». Данная игра формирует умения согласовывать местоимения с существительными.
5. Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со словами и звукоподражанием)
6. Артикуляционная гимнастика (система упражнений по формированию звуковой культуры речи)
7. Подвижные игры с текстом
8. Логоритмика (речевые упражнения с движениями)
Используя в ходе реализации проектов различные дидактические игры происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей. Так как многие игры дети могут сделать совместно с родителями и играя, проводить совместное время с пользой.
В заключительном этапе работы над проектом мы совместно с детьми и родителями стараемся творчески подойти к этому моменту. Обобщить накопленные наблюдения, знания и впечатления. Вот некоторые из вариантов:
1. Лэпбук – это папка с кармашками, окошками, и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Проект лэпбука мы составляем совместно с детьми, а информацию ребята иногда подбирают совместно с родителями.
2. Альбом - папка, где вся информация оформлена в картинках.
3. Видеоролики – это видео где педагог обобщает фото и видео нарезки с хода реализации проекта. После реализации проекта дети с удовольствием пересматривают эти видеоролики.
4. Волшебная коробка – это коробочка в которой собраны все материалы проекта, в её оформлении принимают участие все участники проекта. Совместно с детьми декорируем её и наполняем.
5. Стенгазета
Метод проекта позволил развить у детей творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний, сформировать коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольников, знания, умения и навыки. Создать условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности. Повысить качество речевой активности детей, обогатить и активизировать словарь, активно развить связную речь, ее грамматическую правильность и выразительность. Дети стали активно участвовать в образовательном процессе на занятии и отвечать полными ответами на вопросы педагога. В повседневной жизни ребята стараются правильно проговаривать звуки. Родители воспитанников были вовлечены в деятельность группы, являясь активными участниками реализуемых проектов и всевозможных конкурсов.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Спасибо за внимание!