наталья разуваева
Опыт работы «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к различным видам музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:
Разуваева Наталья Васильевна
Должность:
Учреждение:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Ладушки»
Населенный пункт:
г. Выкса, Нижегородская область
Наименование материала:
Статья
Публикация «Опыт работы „Приобщение детей младшего дошкольного возраста к различным видам музыкальной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Тема: «Обмен опытом работы : приобщение детей младшего дошкольного возраста к различным видам музыкальной деятельности»
Г. О. г. Выкса, 2018г.
Тема: «Обмен опытом работы : приобщение детей младшего дошкольного возраста к различным видам музыкальной деятельности»
Разуваева Н. В., музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №6 «Ладушки»
Приобщение детей к слушанию музыки.
В этом возрасте у детей есть небольшой опыт слушания музыки, что дает мне возможность ставить новые задачи формирования ее восприятия. Я повышаю культуру слушания музыки, побуждаю выслушивать музыкальное произведение до конца, заинтересованно, внимательно, понимать характер музыки, рассказывать о чем поется в песне.
Маленькие дети очень отзывчивы на музыку, ее настроение. Они с радостью слушают веселую пьесу, притихают, когда звучит спокойная, нежная музыка. Дети легко различают двухчастную контрастную пьесу. При этом у них возникает желание подпевать, реагируя на музыку движением (хлопаю в ладоши, притопывают).
Формируя музыкальные представления детей, я стремлюсь к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении. Развивая музыкальный слух ребенка, включаю музыкально – дидактические игры. В их основе лежат задания, направленные на освоение различных свойств музыкального звука : высоты, длительности, динамики, тембра. В младшей группе ставится задача не только различать контрастные звучания, но и воспроизводить их. Например, в игре «Чей домик?» предлагаю ребенку показать, как мяукает кошка (низкий звук) и котенок (высокий звук). В игре «Тихие и громкие звоночки» дети в соответствии с музыкой звенят погремушками, в других играх шагают, бегают, танцуют с куклой в определенном ритме, угадывают по тембру звучание того или иного музыкального инструмента.
Выполнению поставленных задач способствует программный репертуар.
Здесь имеют место песни, отражающие явления природы («Осенняя песенка» Ан. Александрова, «Зима прошла» Н. Метлова, близкие и понятные детям образы («Лошадка» Н. Потоловский, «Маленький, беленький» В. Агафонников). Значительное место начинает занимать инструментальная музыка («Дождь идет» И. Аросева, «Воробей» А. Руббаха.
Основой организации слушания музыки является выразительное исполнение музыкального произведения, душевная интонация голоса взрослого, передающее отношение к музыкальному образу. Используются наглядные приемы, привлекающие ребенка к музыке. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на игрушку или иллюстрацию. Зрительный образ помогает понять и запомнить музыкальное произведение. Также применяются и персонажи кукольного театра.
В работе мне помогают и короткие пояснения. Эмоциональный тон настраивает малышей, заставляет внимательно, с интересом слушать произведение. В процессе занятий я предлагаю детям узнать, какое музыкальное произведение звучит. В младшей группе используется разнообразный музыкальный репертуар, это помогает заинтересовать ребенка, вызвать эмоциональную отзывчивость. Развивать интерес к музыке помогают и некоторые яркие особенности произведения, в частности изобразительные моменты. (подражание чириканью воробья в песне А. Руббаха «Воробей». Проигрываю эти моменты отдельно, заостряя на них внимание детей.
На занятиях игровые приемы способствуют усвоению музыкальных пьес. Например, под плясовую музыку дети хлопают в ладоши. Изображая лошадку – цокают язычком, постукивают пальцами по ладошке – изображают как идет дождь или птички клюют зернышки.
На занятиях также происходит знакомство с музыкально – дидактическими играми. Я разучиваю их с детьми, а когда дети освоят игру, воспитатель повторяет ее в часы детского досуга.
Определяя уровень музыкального развития, предлагаю детям узнать знакомую песню, пьесу, выбрать соответствующую игрушку, показать, что может делать кукла под плясовую или колыбельную мелодию, выполнять задание в музыкально – дидактической игре.
К концу учебного года дети имеют объем музыкальных впечатлений – самостоятельно узнают, называют музыкальные произведения. Владеют элементарными основами культуры слушания музыки. Различают характер музыки, воспринимают изобразительные особенности музыкального произведения. Умеют сравнивать основные отношения музыкальных звуков.
Реагируют на музыкальные произведения различных жанров.
Приобщение детей к пению.
На четвертом году жизни дети могут пропеть несложную песню. У некоторых детей появляется крикливость. Формируя певческое звучание, слежу за тем, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения. Большое место отвожу в работе над дикцией. Объясняю детям значение отдельных непонятных слов, побуждаем детей правильно произносить слова. Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни торопятся, другие медленно поют. Развиваю у детей умение петь коллективно, слаженно, соблюдая динамический ансамбль. Побуждаю детей петь напевно, протяжно. Ясно пропевать слова песен, правильно передавать мелодию, петь с помощью воспитателя, с музыкальны сопровождением и без. Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, включающие несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни небольшого диапазона. Большинство песен в этом возрасте исполняется не спеша, в умеренном темпе, но есть и подвижные песни.
В младшем возрасте репертуар расширяется. Здесь больше представлена общественная тематика («Машина» Т. Попатенко, «Самолеты» М. Агиденко, «Молодой солдат» В. Карасевой, природные явления («Зима» В. Карасевой, «Дождик» М. Картушина.
В младшей группе чаще использую обучающие приемы. Наиболее активные дети сразу начинают петь. Особого внимания требует работа над протяжным пением. Стараюсь слышать каждого ребенка, отмечаю его исполнение. Хорошо поющим детям предлагаю спеть в ансамбле, трудноисполняемые интервалы предлагаю спеть на отдельный слог.
Приобщение детей к музыкально – ритмическим движениям.
В младшей группе объем музыкально – ритмических и двигательных навыков расширяется. Дети способны выполнять более точные задания. В музыке подвижного характера они различают марш и пляску и соответственно двигаются (ходят, бегают, прыгают, отмечая движениями изменение силы звучания (громко, тихо) и темпа (умеренный, быстрый).
Привлекаю внимание ребенка к началу и окончанию музыкального произведения. Используя гимнастические, танцевальные, образные движения предлагаю двигаться только тога, когда звучит музыка. Постоянно слежу за тем, чтобы ходьба была ритмичной, осанка. Координация движений рук и ног – правильной, бег – не шаркающим, прыжки на двух ногах - легкими.
Постепенно дети обогащаются разнообразными плясовыми и образными движениями, эти движения позволяют им полнее передавать характер музыки, дети притопывают попеременно каждой ногой, поворачивают кисти рук, кружатся по одному и в паре, могут инсценировать несложные песни, попевки, выполняя под музыку действия, сказанные текстом. Также развитию движений под музыку помогают упражнения с использованием флажков, платочков, погремушек, ленточек, султанчиков. и последовательно.
Репертуар музыкально – ритмических движений составлен из разнообразных игр, плясок, упражнений, которые способствуют усвоению программных навыков и умений, дают возможность осваивать их постепенно.
Игры с пением и под инструментальную музыку содержат простые игровые действия: догонялки, прятки или движения, продиктованные текстом и музыкой.
Игры под инструментальную музыку позволяют доступными средствами передавать игровой образ («котята» тихо бегают, «зайцы» весело прыгают, «воробушки» легко летают, машут крыльями и т. п.) Обычно игры сопровождаются двухчастным музыкальным произведением, форму которого дети отмечают движениями, например, под песню ходят по залу, а затем убегают в «домик» («Солнышко и дождик» М. Раухвергера, укачивают куклу и танцуют с ней («Игра с куклой» В. Карасевой».
Часто в играх применяем музыкальные игрушки, детские музыкальны е инструменты : колокольчики, барабанчики, металлофоны Звучание музыкальных инструментов различно по тембру, что придает особый колорит музыкальному произведению. Например, веселый перезвон колокольчиков может сопровождать «катание на лошадках»; подыгрывая на барабанчиках или бубнах, дет маршируют.
Пляски также становятся сложнее, сопровождаются музыкой двухчастной формы и требуют соответствующих движений. Использование текста помогает в обучении.
В плясках и играх детей часто применяем игрушки: куклы, мишки, кошка, лиса, медведь, зайка. Игрушки вызывают у детей большой интерес, и они движения выполнят живо, эмоционально.
Обучение музыкально – ритмическим движениям основано на показе педагога и его коротких указаниях. Важно правильно и четко показывать движение. Выполнить его малышам помогает эмоциональный тон педагога, вызывающий у детей желание двигаться под музыку, а также с использованием атрибутов.
Разучивая игру, сразу раскрываю ее детям, если музыка контрастного характера, то проигрываю ее детям, говорю, для чего она предназначается, а затем предлагаю поиграть. Если дети затрудняются в выполнении движений, то необходимо поупражняться в этом отдельно. Усвоению содержания игр способствуют многократные их повторения.
Обучая детей музыкально – ритмическим движениям, педагог использует как свой показ, так и показ детей, правильно выполняющих задания.
При разучивании новой пляски или игры требуется целенаправленное восприятие музыки, определение особенностей ее звучания. Например, различая контрастное звучание пьесы «Игра с куклами» В. Карасевой, дети подкладывают ладошку под щечку кукла «спит»; подняв руки, вращают кистями – кукла «пляшет».
При ознакомлении с музыкой к сюжетной игре необходимы в работе образные пояснения, использование соответствующей игрушки. Чтобы малыши почувствовали характер каждого персонажа.
Чтобы дети начинали и заканчивали движения одновременно с музыкой, я делаю им замечания, добиваясь от них точного выполнения задания. Также в процессе работы можно использовать такие приемы: показать детям пляску, упражнение, а потом разучивать по частям. Например, за этим можно проследить в игре «Воробушки и автомобиль» на музыку Г. Фрида и М. Раухвергера. Сначала всем детям предлагаю показать, как летают воробушки, добиваясь легкого бега, а затем «поехать, как автомобиль», ритмично притопывая. Когда эти навыки усвоены, назначаем «шофером» хорошо двигающего ребенка.
Целью упражнений является усвоение какого – либо двигательного элемента на небольшом по объему задании. Например, в упражнении «Гулять – отдыхать» на музыку М. Красева дети упражняются в ритмичном хождении под музыку, а в свободной пляске тренируются в выполнении отдельных плясовых движений.
Упражнения выполняются по показу взрослого, особенно в начале разучивания. В дальнейшем можно пользоваться словесными указаниями, напоминаниями, которые должны быть предельно образными, чтобы помочь малышам понять задание, почувствовать характер движения.
Литература:
«Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной, М., Просвещение, 1989г.
Э. П. Костина, Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон, Лина – пресс Москва, 2008г.