Наталья Акимова
Опыт работы «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития творческого воображения привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, она до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и внутреннего потенциала в наибольшей степени способствует театрализованная деятельность, которая развивает воображение, речь, формирует правильную модель поведения в современном мире; повышает общую культуру ребенка, приобщает к духовным ценностям.
Публикация «Опыт работы „Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К первой группе – режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами.
Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику.
В работе по театрализованной деятельности придерживаюсь таких рекомендаций:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т. ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
- организовывать спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; выступления детей старших групп перед малышами и пр.
В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность к созданию образов персонажей и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
В работе использую театрализованные игры и упражнения. Они должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
Таким образом, комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.
Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети выступают в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ.
В работе по развитию творческого воображения посредством театрализованной деятельности можно отметить :
- специфичность, так как она объединяет игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;
- комплексность, она предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными вида-ми искусства и разными видами художественной деятельности ребенка;
- импровизационность, согласно которой театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы;
- интегративность, в соответствии с которой целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс, предполагающий работу, состоящую из трё х этапов:
Первый этап. Углубление художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст, образность) с целью обогащения познавательного, эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации на занятиях по познавательному, речевому, изобразительному, музыкальному развитию детей в соответствии с содержанием литературного произведения. В совместной деятельности воспитателя и детей проводим ознакомление с текстом, работу по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудио-записей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Предметно-развивающая среда стимулирует интерес к общению с книгой.
Второй этап. Здесь мы берём за основу развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом выступают образно-игровые этюды. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия всех типов, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т. д. Предметно-развивающая среда обеспечивает самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.
Третий этап. Творчество ребенка в речевой, игровой и др. видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер» на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиш, изготовление приглашений, в совместной деятельности воспитателей и детей. В старшей группе целесообразна углубленная работа по развитию речевого творчества. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.
Организованная работа способствует тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, обогащения своего жизненного опыта.
Таким образом, театрализованная игра способствует развитию познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения и эффективного воображения, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание.