Ирина Кузнецова
Опыт работы по теме «Развитие певческих способностей у детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Прекрасное пробуждает доброе»
(Д. Б. Кабалевский)
С давних времен пение занимало главенствующую роль в жизни людей. В песне народ изливал душу. Изначально для Руси характерна была ансамблевая традиция. Основное население России – совокупность общин, где приоритетом являлась трудовая деятельность. Песенная традиция была неразрывно связана с земледельческим календарем и развивалась в естественных условиях. Пели небольшой группой, без руководителя, репетиционный процесс отсутствовал. Существовали церковно-приходские школы, в которых обучали пению мальчиков. Их стройное пение сопровождало церковные службы.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие певческих способностей у детей с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Огромными возможностями обладает коллективная форма певческого исполнительства, а это и формирование вокально-хоровых навыков, развитие музыкальных способностей и благотворное влияние пения на физическое состояние поющих.
Перед музыкальными руководителями одной из важных задач стоит задача – научить детей петь. И важно с первых дней жизни ребенка приобщать его к народному музыкальному творчеству. Это и знакомство с потешками, прибаутками, закличками, колыбельными песнями. Все это сделает духовную жизнь ребенка более полноценной. Ребенок должен жить в мире сказки, игры, музыки.
Я работаю в детском саду, где одна из групп коррекционная. В работе с такими детьми ставятся определенные задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- приобретение определенных навыков и умений;
- развитие познавательной деятельности;
- расширение кругозора
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ :
- создание благоприятной психо-эмоциональной сферы;
-развитие способностей, в соответствии с ОВЗ ребенка;
- формирование уверенности в себе.
Хоровое пение пробуждает в ребенке чувство радости, развивает воображение, голосовой аппарат, ведь у детей с ЗПР очень часто бывает нарушение чувства ритма, слуха, невнятная вялая дикция. Но, используя игровые приемы и специально подобранный репертуар, можно обеспечить
«коррекционную направленность» и получить положительный результат. Репертуар рассматривается в сфере доступности для определенного возраста с учетом диапазона, строя, темпа, дикции, динамики по принципу от легкого к сложному.
У меня в группе практически одни мальчики, причем все очень разные: кто-то гиперактивен, неусидчив, другой, наоборот, очень пассивен и предпочитает только наблюдать за всеми. Такие дети часто утомляются и так как наша задача – развитие музыкального слуха, то первое, с чего начинается вокально-хоровая работа, – это воспитание слухового внимания. Я использую для этого разные приемы, как подготовку к прослушиванию.
Для коррекционных детей главное это беседа, в которой я рассказываю о композиторе, поэте, разбираю текст, объясняя непонятные слова, использую наглядные средства обучения, но самым главным я считаю эмоциональное исполнение произведения. Я достаточно хорошо владею фортепиано, поэтому при первичном исполнение песни, я практически не смотрю в ноты, что позволяет наблюдать за реакцией моих маленьких слушателей. Кто-то замер от восторга, кто-то отбивает такт рукой, но как правило все дети слушают очень внимательно, так как произведения я стараюсь подбирать яркие, с простой, легко запоминающейся мелодией, простым текстом, но и вместе с тем высокохудожественные.
В процессе исполнения создается атмосфера сопереживания данному произведению. Многие детские композиторы, такие как Е. Тиличеева, В. Герчик, Г. Струве создали очень достойные музыкальные произведения, и я их использую в своей работе, но больше всех мне близок А. Филиппенко. Несложные, но яркие мелодические обороты, легкий текст Т. Волгиной вызывают у детей эмоциональный отклик и желание многократно повторять эти замечательные песни. После проведенной беседы и предложения ряда вопросов, можно исполнить песню повторно.
Следующий этап – разучивание песни. Я постоянно напоминаю детям правила певческой установки, подразумевающей прямое, естественное положении корпуса и головы, независимо от того, стоят дети или сидят. У меня дети больше поют стоя – улучшается звук, дыхательные мышцы в таком положении работают активнее. Стараюсь удерживать ребят от громкого, крикливого пения, добиваясь естественного, ненапряженного, светлого и легкого звучания, непринужденного звукообразования и дыхания. Удобный диапазон – ми–си первой октавы очень благоприятен для слухового восприятия. Постепенно вырабатываем умение постепенно усиливать силу звука и ослаблять.
Так как у детей большие проблемы с речью и, соответственно, с дикцией, то на начальном этапе формируем округлые гласные и отчетливые согласные. Мы с детьми проговариваем текст соответственно характеру музыки – в напевных песнях мягко, протяжно, в маршевых – более твердо, активно. Для согласованности пения я применяю простейший дирижерский жест – вступление, если мы поем без сопровождения.
Развивая музыкальность детей, можно постепенно добиться улучшения интонации, убрать крикливость, подражание пению взрослых, стеснительность. Учу детей различать красивое пение, стремиться к правильному исполнению песен. Особенно важно научить детей петь выразительно. Выразительное пение требует внимательного отношения к слову, тат как правильно пропетое слово положительно влияет на звукообразование.
Работу над песнями я дополняю небольшими распевками. Они также помогают постепенно формировать вокальные навыки. Дети в группе очень любят песни-повторяшки, когда я пою фразу, а они за мной ее повторяют. У них появляется интерес, особенно, если текст шуточный или встречаются звукоподражания. Улучшается дикция, что немало важно для «коррекционных» детей, стабилизируется дыхание. Фальшиво поющие дети постепенно тянутся за интонирующими детьми. При пении a capella, так как группа небольшая, дети могут лучше расслышать мелодию песни, четче произносят слова, конечно, с помощью педагога.
Песню мы разучиваем фразами, имеющими смысловую законченность. Разучивание идет в более медленном темпе, но активным звуком, я объясняю трудные, непонятные слова. Уточняется ритмический рисунок песни, совершенствуется интонация. Можно прохлопать ритм. Ребенок должен почувствовать свой успех, обрести уверенность, самореализоваться.
По сравнению с началом учебного года, сейчас у детей заметно активизировалось внимание, улучшилась память. Четче стала дикция.
Я стараюсь уделять внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности. Например: у одного из воспитанников сложный диагноз. Мальчик пришел к нам уже большим из другого детского сада. У него нарушение двигательных функций, проблема с движениями, но оказалось, что он замечательно поет, почти точно интонирует, ритмически правильно исполняет мелодию. На празднике он будет выступать в роли Колобка с исполнением одного куплета песни Г. Струве «Колобок».
Мы, педагоги также обязаны следить за своей речью, говорить спокойно, неторопливо, немногословно, быть уравновешенными и приветливыми, помогать детям, поощрять их, порой робкие попытки в исполнении вокальных произведений. Только тогда общими усилиями и будет достигнут положительный результат в развитие музыкальных способностей детей.
«Пение, как музыкальное занятие, - писал известный педагог А. И. Пузыревский, - способствует всестороннему развитию музыкальности, которая есть совокупность всех способностей и умений, необходимых для чтения, воспроизведения и понимания музыкальных образцов и для восприятия эстетического влияния музыки… Пение песен, и песен интересных для детей… должно стоять на первом плане, как самый важный залог развития музыкального вкуса и любви к музыке» (из статьи Апраксиной О. А. «Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе»).