МААМ-картинки

Методические рекомендации «Развитие певческих способностей у детей»

Ольга Тиньгаева
Методические рекомендации «Развитие певческих способностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

Методическая разработка

Музыкальный руководитель:

ТИНЬГАЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

План

1. Развитие певческих способностей у детей.

2. С чего начинается песня?

3. Роль попевок в формировании певческой деятельности.

4. Русский фольклор на музыкальных занятиях.

5. Формирование песенного творчества.

Развитие певческих способностей у детей.

Публикация «Методические рекомендации „Развитие певческих способностей у детей“» размещена в разделах

Одним из основных средств музыкального воспитания в детском саду является пение. Оно играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка. Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную отзывчивость.

С глубокой древности музыка служила человеку, как эффективнейшее средство психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляньях сопровождали его жизнь: над новорожденным поют, поют при апогее его развития на свадьбе, поют при его погребении, поют, идя с тяжелой работы, поют солдаты, возвращаясь с горячего учения, а иногда идя на штурм.

«Реальность песни заключается в истине высказанного чувства», - писал А. А. Фет. А несравненное воскресное общее пение в церкви во время службы! Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечернее домашнее пение и музицирование также были само собою разумеющимся атрибутом душевной и духовной жизни.

Безусловно, музыка – это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка – это источник духовного насыщения, питания ребенка.

Если ребенок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры и импенно то, что и называется словом «вкус», т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного.

Вряд ли художественный вкус у дошкольника разовьется благодаря беседам об искусстве. Поэтому музыка должна являться частью повседневной жизни в детском саду обязательно со взрослыми, которые постоянно находятся вместе с детьми, т. е. с воспитателями.

Самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь детей всегда было и есть пение взрослого, которое органично включалось в различные моменты жизни, а именно: колыбельные – чтобы успокоить ребенка перед сном; потешки, пестушки, приговорки, игры - для развлечения, оздоровления и развития ребенка; протяжные и лирические песни – во время монотонной ручной женской работы; ритмичные трудовые – в соответствующие моменты физической работы; хороводные на гулянье, календарные – по праздникам и т. п.

Материал для пения должен соответствовать возрастным возможностям восприятия детей. Поэтому, безусловно, подходит весь детский потешный, пестовый и игровой фольклор. Он прост для исполнения, вместе с тем – это истинная музыка и истинная поэзия. Приемлемы авторские произведения, при условии, что они имеют подлинную художественную ценность. Это очень важно, так как простота не синоним примитивности. К сожалению, в рекомендуемом на сегодняшний день музыкальном репертуаре много произведений, которые не отвечают этому требованию. Поэтому я в своей работе использую песни современных авторов З. Роот, О. Шапоренко, В. Алексеенко, а также, написанные, к примеру, 20 лет назад, и таких композиторов, как А. Филиппенко, Т. Бабаджан, М. Красев, Е. Тиличеевой и др. В программе «Гармония», по которой я работаю, большое внимание уделяется классической музыке. При этом важно, чтобы воспитателю самому нравилось то, что он поет ( например: колыбельные Брамса, Моцарта, Гречанинова и др.)

Необходимо постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь слуховое внимание и память, умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки. Очень важно развить и укрепить в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Известно, что человек может произнести одну и ту же фразу самыми разными интонациями. Например, слова «Прошу Вас» - могут звучать как искреннее расположение, угроза, мольба, издевка или полное равнодушие.

Старших детей важно научить слышать не только других, но и самих себя, научить выражать сочувствие, радость, огорчение и другие эмоции так, чтобы было понятно другим людям.

«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к пению довольно большие требования. В подготовительной группе дети должны правильно передавать мелодию песни, брать дыхание между музыкальными фразами, петь напевно, легким подвижным звуком, выразительно исполнять знакомые песни с оттенками. Диапазон их голоса за время обучения должен вырасти приблизительно до октавы. Все эти требования могут быть выполнены только в результате планомерной и методически правильной работы в течение всего времени пребывания детей в детском саду.

Обучение пению я провожу, в основном, на репертуарном материале, предложенным авторами программы «Гармония» (К. В. Тарасова, Н. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан) для каждой возрастной группы, а при подготовке праздников выбираю из новинок журнала «Музыкальный руководитель» и интернет-сайтов.

Роль попевок в формировании певческой деятельности.

В сборниках: «Музыка в детском саду» (составители Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова) по всем возрастным группам, «Учите детей петь» (Г. М. Орлова, С. И. Бекинра) и в хрестоматиях к программе «Гармония», репертуар по пению включает несколько коротких песенок народного характера, т. е. попевки, которые даются для подготовки детей к пению более сложных песен, для придания подвижности голосу. В основном, это русская потешка, прибаутка, небылица юмористического содержания. Мелодия простая – в пределах кварты, квинты, реже большего интервала. Попевку мы пропеваем несколько раз в разных тональностях с постепенным повышением на полтона – этот прием способствует развитию диапазона голоса детей и музыкального слуха.

Использование попевок оказывает влияние на развитие четкой дикции, хорошей артикуляции. Особенно полезно пение различных слогов (ля-ля, тра-та-та, ха-ха-ха и проч., часто встречающихся в попевках.

Обучение певческим навыкам с помощью попевок не нужно форсировать, оно идет постепенно, от занятия к занятию.

Обычно, в конце учебного года и летом, попевку поем только для распевания, не преследуя конкретных певческих задач. В этом случае применяются различные игровые приемы, которые вносят в занятие оживление, добавочный интерес.

Так, дети по своему желанию выбирают попевку из уже пройденных или узнают предложенную по мелодии или музыкальному сопровождению (вступлению). С удовольствием повторяют дети знакомые попевки, выбирая их по художественным иллюстрациям, с помощью которых они их разучивали.

Иногда попевку заменяем исполнением хорошо знакомой детям нетрудной песни из пройденного репертуара. Например, «Самолет» Е. Тиличеевой – разучивали во второй младшей группе, с удовольствием поют и в старшей, сопровождая пение движением руки.

Методические приемы обучения детей пению попевок могут широко варьироваться:

- очень полезно давать слушание попевки в исполнении чисто поющих детей с последующим повторение м ее хором в той же тональности;

- при подходе к трудному интервалу или к высокому звуку поем попевку без аккомпанемента, подыгрывая только мелодию, которая помогает контролировать пение;

- правильно звучащую попевку поем «a capella», в сопровождении только моего голоса;

- попевка незаменима для индивидуального обучения пению с ограниченным диапазоном или низким звучанием голоса.

Кроме попевок,в соответствии с разучиваемой песней, обязательно используем вокальные упражнения, рекомендуемые программой «Гармония» и др. («Лесенка»Е. Тиличеевой, «Качели», «Часы» и т. п.). Поступенное движение вверх («Лесенка») подводит в начальному звуку песни, если она начинается с высокой ноты. Это упражнение можно расширить на текст «Вот бегу я вверх, вот бегу я вниз». Дети легко и подвижно «пробегают» голосом по ступеням воображаемой лестницы. А такие упражнения, как «А-у» («В лесу», «Где ты?» («Позвать отсутствующего», учат дошкольников петь интервалы.

Дети любого возраста с удовольствием поют попевки. Однако, попевка на музыкальном занятии не самоцель, - она должна отвечать певческим задачам данного или последующих занятий и приносить конкретную пользу развитию музыкальных способностей детей.

Как известно, пению предшествует обязательно распевка, независимо от того учим мы новую песню или повторяем старую. Благодаря систематическому распеванию у детей улучшается работа голосового аппарата, расширяется диапазон голоса.

Возраст детей Диапазоны

2 - 3 года Ми - ля

3 – 4 года Ре - ля

4 – 5 лет Ре - си

5 – 6 лет Ре – си (до 2)

6 – 7 лет (До) – ре – до(2)

Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями (Н. Д. Орлова – «звучащая зона» - ми –си (первой октавы); Е. И. Алмазов, Н. А. Метлов, Н. А. Ветлугина, А. Д. Войнова, Ф. Т. Зинич и другие отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах ре –си первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.

Во время обучения дошкольников пению вначале определяется диапазон голоса каждого ребенка, а затем систематически укрепляется, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.

Для распевания берутся небольшие вокальные упражнения, а также первоначальные вокальные фразы или предложения простейших песен с плавным голосоведением. Распевание начинаем со звука ре1 или со звука соль1 (в зависимости от цели, стоящей перед детьми) до звука ре2 (который является предельным для дошкольников звуком).

Диапазон распевок и других вокальных упражнений вначале очень ограничен – он равен малой или большой терции. И только постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок и гортани, диапазон расширяется.

Чаще всего для распевания используются народные песни с плавным голосоведением, например: «Как под горкой», «Василек», «Во поле береза стояла» и др.

Каждое вокальное упражнение имеет свою специфику, поэтому оно ставит и различные цели и задачи.

Например, песня «Как под горкой» служит для выработки кантиленного звука. Небольшой диапазон, напевность и плавность голосоведения делают эту песню незаменимой для распевания.

Песня «Василек» имеет краткие музыкальные фразы, она так же напевна и проста. Только мелодия движется поступенно сверху вниз, а в предыдущем примере – снизу вверх.

При распевании я не ограничиваюсь только одним темпом. Кроме медленного, поем в умеренно-скором и быстром темпах.

Изменение темпа ведет за собой изменение длительностей и ритма. Вот как выглядит мелодия песни «Василек» в умеренно скором темпе:

В быстром темпе уже появляются шестнадцатые ноты.

Быстрый темп помогает добиваться хорошей дикции, четкого произношения, выработки ритмического ансамбля, развивает подвижность нижней челюсти. Другими словами, пение в быстром темпе играет такую же почти роль, как и скороговорки в развитии речи.

Кроме того, изменение темпа ведет за собой также изменение характера звуковедения. (В медленном темпе лучше всего использовать легать, в быстром - стаккато).

Применение разнообразных методических приемов, включая изменение темпа, ритма, тональности, динамики, характера звуковедения, не дает детям быстро утомляться. К тому же, в таком случае, дети успешнее овладевают вокально-певческими навыками.

Для распевания на одном звуке я использую попевки: «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Прилетел голубок» и др.

Из-за шутливого характера текста песенку «Андрей-воробей» любят дети всех возрастных групп. Достаточно первого музыкального предложения: «Андрей-воробей, не гоняй голубей».

Эти песенки помогают детям удерживать высотное положение звука. Песенку «Андрей-воробей» можно использовать, обучая детей различению звуков по высоте, узнаванию характерного ритма, связанного с игровыми образами. Например, говорю детям, что есть высокие и низкие звуки (поет Мишка – низкие, грубые звуки, а птички – на тонких, высоких звуках).

С первых же упражнений по пению я приучаю дошкольников петь не громко. В старшей группе даю вокальные упражнения на нижнем тетракорде динамического характера.

Гром-ко петь не на-до да-да-да.

Тональность ре-мажор, размер две четверти (ре,ми, фа-диез, соль, ля,ля (четвертные, ля, соль, фа-диез, ми,ре (половинная).

В связи с тем, что в течение учебного года часто разучиваем песни, упражнения даю с отдельными элементами их. Например, «Как под горкой», хорошо давать перед разучиванием песен типа «Падают листья» М. Красева или «Песенка о Родине» А. Филиппенко, так как здесь нужно добиться широкого напевного звучания.

«Громко петь не надо» - построенное на плавном движении мелодии сверху вниз, беру перед разучиванием песен типа «Мишка с куклой» М. Качубиной. Направление движения мелодии которой совпадает с упражнением, построенном на нижнем татракорде.

Целесообразно пользоваться сборником с упражнениями, где они подобраны с постепенно усложняющимся материалом (например, «Учите детей петь» составители Т. М. Орлова и С. И. Бекина).

Система упражнений помогает решить следующие задачи : развивать певческое дыхание, напевное, легкое звучание детских голосов (диапазон от терции до квинты);

Развивать дикцию и ясную артикуляцию в упражнениях медленного и быстрого темпа ( петь слоги: ми-ма-мо-му и т. д.);

Расширять диапазон голоса деткей, формировать навык слаженного пения (ансамбль);

Добиваться кантиленного звучания, унисона;

Работать над динамикой детских голосов с опорным дыханием.

Русский фольклор на музыкальных занятиях.

Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.

Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюся яблонькой, Ванечка-дружок. И, хотя многие слова, встречающиеся в песнях, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки, грать, они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни: «А я по лугу», «Пошла млада за водой», «Где был Иванушка?», «Как у нашей Дуни», «Во кузнице», «Блины» и др. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

Кроме песен и плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается, яркий образ, динамичность вызывает желание детей двигаться.

Эти игры и потешки малыши переносят и в свободные игры. А так же используем в календарных праздниках: «Осенние посиделки», «Рождество», «Масленица», «День смеха» и др.

Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

Усвоенные певческие навыки способствуют развитию песенного творчества детей.

Дети в свободных играх используют знакомые песенки и на их основе придумывают свои. В непосредственной образовательной деятельности так же используется метод творчества. Детям предлагается придумать свой вариант песенки. Ребята с удовольствием включаются в игровую ситуацию и, таким образом проявляются их творческие способности.

Публикации по теме:

Методические рекомендации «Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста» Методические рекомендации «Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста» ВВЕДЕНИ «Игра для.

Методические рекомендации для педагогов «Безопасность детей в наших руках» Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Методические рекомендации для родителей по обучению детей ПДД Проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время становится самой актуальной, т. к. детский травматизм по городу и стране в целом.

Методические рекомендации для воспитателей «Работа детей на огороде» Методические рекомендации для воспитателей «ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ РАБОТ В ЦВЕТНИКЕ, ЯГОДНИКЕ, ОГОРОДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ОБРАБОТКА.

Методические рекомендации для воспитателей. Развитие познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование .

Методические рекомендации «Тестопластика как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золушка» г. Рассказово, Тамбовская область.

Методические рекомендации «Развитие речи детей дошкольного возраста» Развитие речи детей дошкольного возраста Цель: - повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи:.

Методические рекомендации «Речевое развитие детей 6–7 лет». Взаимодействие логопеда и воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла Методические рекомендации Речевое развитие.

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Целью моей работы является овладение детьми.

Методические рекомендации для родителей по развитию сенсорных способностей ребёнка раннего возраста в семье Методические рекомендации для родителей по развитию сенсорных способностей ребёнка раннего возраста в семье. Уважаемые, родители! Вашему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Развитие певческих способностей у детей»
Опубликовано: 4 декабря 2018 в 21:42
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Развитие певческих способностей у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тиньгаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД