Ольга Тиньгаева
Методические рекомендации «Развитие певческих способностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
Методическая разработка
Музыкальный руководитель:
ТИНЬГАЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
План
1. Развитие певческих способностей у детей.
2. С чего начинается песня?
3. Роль попевок в формировании певческой деятельности.
4. Русский фольклор на музыкальных занятиях.
5. Формирование песенного творчества.
Развитие певческих способностей у детей.
Публикация «Методические рекомендации „Развитие певческих способностей у детей“» размещена в разделах
Одним из основных средств музыкального воспитания в детском саду является пение. Оно играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка. Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную отзывчивость.
С глубокой древности музыка служила человеку, как эффективнейшее средство психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляньях сопровождали его жизнь: над новорожденным поют, поют при апогее его развития на свадьбе, поют при его погребении, поют, идя с тяжелой работы, поют солдаты, возвращаясь с горячего учения, а иногда идя на штурм.
«Реальность песни заключается в истине высказанного чувства», - писал А. А. Фет. А несравненное воскресное общее пение в церкви во время службы! Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечернее домашнее пение и музицирование также были само собою разумеющимся атрибутом душевной и духовной жизни.
Безусловно, музыка – это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка – это источник духовного насыщения, питания ребенка.
Если ребенок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры и импенно то, что и называется словом «вкус», т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного.
Вряд ли художественный вкус у дошкольника разовьется благодаря беседам об искусстве. Поэтому музыка должна являться частью повседневной жизни в детском саду обязательно со взрослыми, которые постоянно находятся вместе с детьми, т. е. с воспитателями.
Самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь детей всегда было и есть пение взрослого, которое органично включалось в различные моменты жизни, а именно: колыбельные – чтобы успокоить ребенка перед сном; потешки, пестушки, приговорки, игры - для развлечения, оздоровления и развития ребенка; протяжные и лирические песни – во время монотонной ручной женской работы; ритмичные трудовые – в соответствующие моменты физической работы; хороводные на гулянье, календарные – по праздникам и т. п.
Материал для пения должен соответствовать возрастным возможностям восприятия детей. Поэтому, безусловно, подходит весь детский потешный, пестовый и игровой фольклор. Он прост для исполнения, вместе с тем – это истинная музыка и истинная поэзия. Приемлемы авторские произведения, при условии, что они имеют подлинную художественную ценность. Это очень важно, так как простота не синоним примитивности. К сожалению, в рекомендуемом на сегодняшний день музыкальном репертуаре много произведений, которые не отвечают этому требованию. Поэтому я в своей работе использую песни современных авторов З. Роот, О. Шапоренко, В. Алексеенко, а также, написанные, к примеру, 20 лет назад, и таких композиторов, как А. Филиппенко, Т. Бабаджан, М. Красев, Е. Тиличеевой и др. В программе «Гармония», по которой я работаю, большое внимание уделяется классической музыке. При этом важно, чтобы воспитателю самому нравилось то, что он поет ( например: колыбельные Брамса, Моцарта, Гречанинова и др.)
Необходимо постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь слуховое внимание и память, умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки. Очень важно развить и укрепить в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Известно, что человек может произнести одну и ту же фразу самыми разными интонациями. Например, слова «Прошу Вас» - могут звучать как искреннее расположение, угроза, мольба, издевка или полное равнодушие.
Старших детей важно научить слышать не только других, но и самих себя, научить выражать сочувствие, радость, огорчение и другие эмоции так, чтобы было понятно другим людям.
«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к пению довольно большие требования. В подготовительной группе дети должны правильно передавать мелодию песни, брать дыхание между музыкальными фразами, петь напевно, легким подвижным звуком, выразительно исполнять знакомые песни с оттенками. Диапазон их голоса за время обучения должен вырасти приблизительно до октавы. Все эти требования могут быть выполнены только в результате планомерной и методически правильной работы в течение всего времени пребывания детей в детском саду.
Обучение пению я провожу, в основном, на репертуарном материале, предложенным авторами программы «Гармония» (К. В. Тарасова, Н. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан) для каждой возрастной группы, а при подготовке праздников выбираю из новинок журнала «Музыкальный руководитель» и интернет-сайтов.
Роль попевок в формировании певческой деятельности.
В сборниках: «Музыка в детском саду» (составители Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова) по всем возрастным группам, «Учите детей петь» (Г. М. Орлова, С. И. Бекинра) и в хрестоматиях к программе «Гармония», репертуар по пению включает несколько коротких песенок народного характера, т. е. попевки, которые даются для подготовки детей к пению более сложных песен, для придания подвижности голосу. В основном, это русская потешка, прибаутка, небылица юмористического содержания. Мелодия простая – в пределах кварты, квинты, реже большего интервала. Попевку мы пропеваем несколько раз в разных тональностях с постепенным повышением на полтона – этот прием способствует развитию диапазона голоса детей и музыкального слуха.
Использование попевок оказывает влияние на развитие четкой дикции, хорошей артикуляции. Особенно полезно пение различных слогов (ля-ля, тра-та-та, ха-ха-ха и проч., часто встречающихся в попевках.
Обучение певческим навыкам с помощью попевок не нужно форсировать, оно идет постепенно, от занятия к занятию.
Обычно, в конце учебного года и летом, попевку поем только для распевания, не преследуя конкретных певческих задач. В этом случае применяются различные игровые приемы, которые вносят в занятие оживление, добавочный интерес.
Так, дети по своему желанию выбирают попевку из уже пройденных или узнают предложенную по мелодии или музыкальному сопровождению (вступлению). С удовольствием повторяют дети знакомые попевки, выбирая их по художественным иллюстрациям, с помощью которых они их разучивали.
Иногда попевку заменяем исполнением хорошо знакомой детям нетрудной песни из пройденного репертуара. Например, «Самолет» Е. Тиличеевой – разучивали во второй младшей группе, с удовольствием поют и в старшей, сопровождая пение движением руки.
Методические приемы обучения детей пению попевок могут широко варьироваться:
- очень полезно давать слушание попевки в исполнении чисто поющих детей с последующим повторение м ее хором в той же тональности;
- при подходе к трудному интервалу или к высокому звуку поем попевку без аккомпанемента, подыгрывая только мелодию, которая помогает контролировать пение;
- правильно звучащую попевку поем «a capella», в сопровождении только моего голоса;
- попевка незаменима для индивидуального обучения пению с ограниченным диапазоном или низким звучанием голоса.
Кроме попевок,в соответствии с разучиваемой песней, обязательно используем вокальные упражнения, рекомендуемые программой «Гармония» и др. («Лесенка»Е. Тиличеевой, «Качели», «Часы» и т. п.). Поступенное движение вверх («Лесенка») подводит в начальному звуку песни, если она начинается с высокой ноты. Это упражнение можно расширить на текст «Вот бегу я вверх, вот бегу я вниз». Дети легко и подвижно «пробегают» голосом по ступеням воображаемой лестницы. А такие упражнения, как «А-у» («В лесу», «Где ты?» («Позвать отсутствующего», учат дошкольников петь интервалы.
Дети любого возраста с удовольствием поют попевки. Однако, попевка на музыкальном занятии не самоцель, - она должна отвечать певческим задачам данного или последующих занятий и приносить конкретную пользу развитию музыкальных способностей детей.
Как известно, пению предшествует обязательно распевка, независимо от того учим мы новую песню или повторяем старую. Благодаря систематическому распеванию у детей улучшается работа голосового аппарата, расширяется диапазон голоса.
Возраст детей Диапазоны
2 - 3 года Ми - ля
3 – 4 года Ре - ля
4 – 5 лет Ре - си
5 – 6 лет Ре – си (до 2)
6 – 7 лет (До) – ре – до(2)
Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями (Н. Д. Орлова – «звучащая зона» - ми –си (первой октавы); Е. И. Алмазов, Н. А. Метлов, Н. А. Ветлугина, А. Д. Войнова, Ф. Т. Зинич и другие отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах ре –си первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.
Во время обучения дошкольников пению вначале определяется диапазон голоса каждого ребенка, а затем систематически укрепляется, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.
Для распевания берутся небольшие вокальные упражнения, а также первоначальные вокальные фразы или предложения простейших песен с плавным голосоведением. Распевание начинаем со звука ре1 или со звука соль1 (в зависимости от цели, стоящей перед детьми) до звука ре2 (который является предельным для дошкольников звуком).
Диапазон распевок и других вокальных упражнений вначале очень ограничен – он равен малой или большой терции. И только постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок и гортани, диапазон расширяется.
Чаще всего для распевания используются народные песни с плавным голосоведением, например: «Как под горкой», «Василек», «Во поле береза стояла» и др.
Каждое вокальное упражнение имеет свою специфику, поэтому оно ставит и различные цели и задачи.
Например, песня «Как под горкой» служит для выработки кантиленного звука. Небольшой диапазон, напевность и плавность голосоведения делают эту песню незаменимой для распевания.
Песня «Василек» имеет краткие музыкальные фразы, она так же напевна и проста. Только мелодия движется поступенно сверху вниз, а в предыдущем примере – снизу вверх.
При распевании я не ограничиваюсь только одним темпом. Кроме медленного, поем в умеренно-скором и быстром темпах.
Изменение темпа ведет за собой изменение длительностей и ритма. Вот как выглядит мелодия песни «Василек» в умеренно скором темпе:
В быстром темпе уже появляются шестнадцатые ноты.
Быстрый темп помогает добиваться хорошей дикции, четкого произношения, выработки ритмического ансамбля, развивает подвижность нижней челюсти. Другими словами, пение в быстром темпе играет такую же почти роль, как и скороговорки в развитии речи.
Кроме того, изменение темпа ведет за собой также изменение характера звуковедения. (В медленном темпе лучше всего использовать легать, в быстром - стаккато).
Применение разнообразных методических приемов, включая изменение темпа, ритма, тональности, динамики, характера звуковедения, не дает детям быстро утомляться. К тому же, в таком случае, дети успешнее овладевают вокально-певческими навыками.
Для распевания на одном звуке я использую попевки: «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Прилетел голубок» и др.
Из-за шутливого характера текста песенку «Андрей-воробей» любят дети всех возрастных групп. Достаточно первого музыкального предложения: «Андрей-воробей, не гоняй голубей».
Эти песенки помогают детям удерживать высотное положение звука. Песенку «Андрей-воробей» можно использовать, обучая детей различению звуков по высоте, узнаванию характерного ритма, связанного с игровыми образами. Например, говорю детям, что есть высокие и низкие звуки (поет Мишка – низкие, грубые звуки, а птички – на тонких, высоких звуках).
С первых же упражнений по пению я приучаю дошкольников петь не громко. В старшей группе даю вокальные упражнения на нижнем тетракорде динамического характера.
Гром-ко петь не на-до да-да-да.
Тональность ре-мажор, размер две четверти (ре,ми, фа-диез, соль, ля,ля (четвертные, ля, соль, фа-диез, ми,ре (половинная).
В связи с тем, что в течение учебного года часто разучиваем песни, упражнения даю с отдельными элементами их. Например, «Как под горкой», хорошо давать перед разучиванием песен типа «Падают листья» М. Красева или «Песенка о Родине» А. Филиппенко, так как здесь нужно добиться широкого напевного звучания.
«Громко петь не надо» - построенное на плавном движении мелодии сверху вниз, беру перед разучиванием песен типа «Мишка с куклой» М. Качубиной. Направление движения мелодии которой совпадает с упражнением, построенном на нижнем татракорде.
Целесообразно пользоваться сборником с упражнениями, где они подобраны с постепенно усложняющимся материалом (например, «Учите детей петь» составители Т. М. Орлова и С. И. Бекина).
Система упражнений помогает решить следующие задачи : развивать певческое дыхание, напевное, легкое звучание детских голосов (диапазон от терции до квинты);
Развивать дикцию и ясную артикуляцию в упражнениях медленного и быстрого темпа ( петь слоги: ми-ма-мо-му и т. д.);
Расширять диапазон голоса деткей, формировать навык слаженного пения (ансамбль);
Добиваться кантиленного звучания, унисона;
Работать над динамикой детских голосов с опорным дыханием.
Русский фольклор на музыкальных занятиях.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.
Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюся яблонькой, Ванечка-дружок. И, хотя многие слова, встречающиеся в песнях, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки, грать, они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни: «А я по лугу», «Пошла млада за водой», «Где был Иванушка?», «Как у нашей Дуни», «Во кузнице», «Блины» и др. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.
Кроме песен и плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается, яркий образ, динамичность вызывает желание детей двигаться.
Эти игры и потешки малыши переносят и в свободные игры. А так же используем в календарных праздниках: «Осенние посиделки», «Рождество», «Масленица», «День смеха» и др.
Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.
Усвоенные певческие навыки способствуют развитию песенного творчества детей.
Дети в свободных играх используют знакомые песенки и на их основе придумывают свои. В непосредственной образовательной деятельности так же используется метод творчества. Детям предлагается придумать свой вариант песенки. Ребята с удовольствием включаются в игровую ситуацию и, таким образом проявляются их творческие способности.