Татьяна Юрченко
Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики у детей 2 – 3 лет»
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей первой младшей группы раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Формирование познавательной активности и творческого воображения детей. • Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук. • Развитие зрительного и слухового восприятия. • Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. • Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук. • Знакомство с величиной, формой и другими пространственными свойствами предметов. • Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца. • Развитие чувства уверенности в себе.
Актуальность:
Определяется тем, что проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте в настоящее время стоит очень остро, так как ознакомление с величиной, формой и другими пространственными свойствами предметов невозможно без движения руки и глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. С процессом развития мелкой моторики у детей раннего возраста связан процесс развития речи, а также возникновения и формирования у них мышления. Поэтому очень важно во время распознать наличие проблем в развитие мелкой моторики малыша. И самое главное правильно провести работу, направленную на ее развитие, с целью достижения максимального результата.
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Ожидаемый результат:
• Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. • Формирование речевых навыков у детей младшего возраста. • Интеллектуальное развитие детей; • Пополнение предметно-развивающей среды; • Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Мелкую моторику рук развивают:
1. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок; 2. Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; 3. Народные игры с ладошками; 4. Игры с природным материалом; 5. Игры с предметами домашнего обихода; 6. Игры - мозаики. 7. Игры – шнуровки 8. Дидактические игры; 9. Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
• Продуктивная деятельность • Индивидуальная работа • Самостоятельная деятельность • Прогулка • Утренняя гимнастика • Самообслуживание • Работа с родителями
Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.
С прищепками
Гусь крикливый, С длинным носом, Шея словно знак вопроса. Гусь идёт гулять в луга И гогочет: «Га-га-га!»
Цветы
Наши алые цветы Распускают лепестки Ветерок чуть дышит, Лепестки наши колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. А также: Белые гуси, Крапива, Жук и др.
Игры с мозаикой
Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребёнок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры – шнуровки
В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости. С крупой
Я крупу перебираю, Мамочке помочь хочу Я с закрытыми глазами, Рис от гречки отличу. С решетками
«Зоопарк» Детки ходят указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
"В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят».
С ковриком и шишками
Ёж По тропинке в лес идем, прыгаем по кочкам, А в лесу колючий еж стережет грибочки. Ты нас ежик не коли, лучше ты нас догони!
С мячиком
«РАЗМИНКА» Мячик сильно я сжимаю И ладошку поменяю. «Здравствуй, мой любимый мячик!» Скажет утром каждый пальчик. Крепко мячик обнимает, Никуда не выпускает. Только брату отдает: Брат у брата мяч берет. Два козленка мяч бодали И другим козлятам дали. Различные игры для развития мелкой моторики Тематическое планирование работы с родителями
1. Консультация «Ум на кончиках пальцев»; 2. Приобретение материалов для развития мелкой моторики; 3. Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»; 4. Консультация «Пальчиковые игры»; 5. «В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».