Нина Кожина
Опыт работы «Организация методической работы по повышению компетентности педагогов в области здоровьесбережения детей»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
В процессе модернизации российской системы образования развитие дошкольных образовательных учреждений стало ключевой идеей, осуществление которой требует активизации методической работы с педагогическими кадрами, поиска её новых форм и методов, отвечающих потребностям современной дошкольной педагогики.
Публикация «Опыт работы „Организация методической работы по повышению компетентности педагогов в области здоровьесбережения детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Современные требования к дошкольному образованию выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду.
Для того, чтобы организовать эффективную методическую работу в нашей дошкольной организации мной были изучены нормативно-правовые документы касающиеся дошкольного образования, также были изучены работы в области здоровьесбережения дошкольников и исследования педагогов по методической работе.
Нормативно – правовые документы:
• ФЗ от 29.12.2012 № 273 (в ред. 21.07.2014) «Об образовании в РФ»
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» (рег. в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Научно-исследовательские условия:
• Подходы к организации методической работы в ДОУ раскрыты в работах К. Ю. Белой, Н. В. Немовой, М. М. Поташника, О. Л. Зверевой, А. М. Моисеева.
• Эффективные формы и методы работы раскрыты в работах Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой, Ю. Н. Родионовой
• В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний : медицины и физиологии В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии О. С. Осадчук, экологии З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд и педагогики В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, О. С. Шнейдер, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова.
Методические условия
• Разработка содержания работы старшего воспитателя с кадрами;
• Постановка цели, поиск наиболее эффективных методов работы с педагогами;
• Наличие методической литературы по данной теме в ДОО;
• Опыт работы педагогов других детских садов
Организационно – педагогические условия
• Семинары – практикумы, консультации, мастер – классы, смотры конкурсы, деловые игры;
• Публикации на персональном сайте и обмен опытом в сетевых сообществах по данной теме;
2. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Изменения, происходящие в современном образовании, разработка новых нормативных документов, вступление в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, привело к изменениям в требованиях к профессиональной компетентности педагогов.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012 года, вступивший в силу с 01.09.2013 года, уделяет большое внимание вопросу охраны здоровья детей.
Здоровье воспитанников дошкольных образовательных учреждений является одним из центральных вопросов стандартизации дошкольного образования, так как качество освоения дошкольной образовательной программы во многом зависит от уровня физического развития, здоровья детей.
Стабильно низкие показатели состояния здоровья детей поспособствовали обратиться к проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников в ДОУ. Почему так происходит?
По результатам анализа планов, незапланированных наблюдений, оперативного контроля, анкетирования были выявлены проблемы и причины:
Воспитатели применяют преимущественно традиционные приёмы в работе здоровьесбережения дошкольников
Недостаточно уделяют внимания формированию здорового образа жизни детей
Считаю, что разработанные мною формы повышения профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста будет способствовать развитию у педагогов умения владеть технологиями и принципами эффективной педагогической работы.
3. Теоретическое обоснование личного вклада
Анализ методической литературы показал, что подходы к организации методической работы в ДОО раскрыты в работах Ларисы Игоревны Фалюшиной, Ксении Юрьевны Белой, Антонины Ивановны Васильевой и многих других педагогов.
Методической работе отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей.
По мнению В. Г. Суходольского: профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками.
4. Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что формирование компетентности педагогов в области здоровьесбережения дошкольников будет успешной в условиях специально созданной методической работы с педагогами в ДОУ
5. Цели и задачи работы
Цель: Организовать методическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения дошкольников
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по проблеме формирования профессиональной компетентности воспитателей
2. Обеспечение теоретической, методической поддержки педагогов, направленной на решении задач здоровьесбережения дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования через консультации, семинары – практикумы, деловые игры, мастер – классы;
3. Выявление уровня педагогического мастерства педагогов по становлению у детей здорового образа жизни;
4. Разработать и реализовать перспективный план работы с педагогами по здоровьесбережению дошкольников
5. Организация оздоровительно – развивающей среды в группах ДОУ, необходимой на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
6. Подвести итоги и определить перспективы дальнейшей методической работы в направлении совершенствования профессиональной компетентности педагогов
6. Этапы работы по формированию профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения дошкольников
Этапы работы соответствуют поставленным задачам.
На первом этапе я изучала методическую литературу по проблеме формирования компетентности воспитателей и выбирала наиболее эффективные формы работы с педагогами.
На втором этапе было проведено исследование компетентности педагогов
по становлению у детей ценностей здорового образа жизни
Диагностика профессиональной деятельности педагогов помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и узнать потенциальные возможности каждого воспитателя, адресно планировать повышение педмастерства.
Для проведения диагностического обследования педагогам были предложены творческие задания:
- Проанализировать деятельность детей по установлению здорового образа жизни
- Продемонстрировать игровую ситуацию в процессе становления ценностей здорового образа жизни детей
- Решить педагогическую ситуацию, связанную с ЗОЖ
- Продемонстрировать знание в приемах и средствах организации работы по становлению ценностей здорового образа жизни детей
Оценка компетентности давалась в ходе наблюдений за педагогами, анализа планов, анкетирования.
Критерии оценивания:
1 балл – слабая выраженность показателя;
2 балла – достаточная выраженность показателя;
3 балла – оптимальная выраженность показателя.
Сначала педагоги оценивали себя сами, но как известно самооценка может быть не всегда адекватной, поэтому для установления объективной картины необходимо иметь экспертную оценку. В качестве экспертов выступили заведующий, старший воспитатель. Экспертная оценка связана с теми же самыми аспектами, на которые направлено внимание в процессе самооценивания.
Результаты экспертной оценки отразились в оценочной таблице.
Показатели оценочной таблицы:
Анализ деятельности детей по установлению ЗОЖ
Планирование приемов и средств работы организации работы
Использование игровых ситуаций в процессе становления ценностей ЗОЖ
Использование художественного слова в процессе становления ЗОЖ
Стимулировать самостоятельную активность детей
Учить детей использовать атрибуты по назначению
Побуждать детей к анализу и обследованию деятельности с точки зрения ценностей ЗОЖ
Организация работы по ЗОЖ
Работа с родителями
Создание ППРС
В диагностическом обследовании приняли участие 9 воспитателей нашего дошкольного учреждения. На начальном этапе работы по данному направлению оптимальный уровень профессиональной компетентности у 4 педагогов, достаточный уровень профессиональной компетентности показали 3 человека, критический уровень формирования профессиональной компетентности у 2х воспитателей.
Таким образом, в результате диагностики был выявлен факт недостаточного уровня развития профессиональных умений воспитателей. Педагоги осознали свою некомпетентность в вопросах по становлению у детей ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами, у них появилась осознанная внутренняя цель на саморазвитие
В результате из числа педагогов были сформированы три группы, в основе которых лежит принцип дифференциации по уровню практического мастерства:
• I группа — начинающие молодые специалисты, знакомящиеся с профессией и адаптирующиеся в ней, имеющие критический уровень профессиональной компетентности;
• II группа — педагоги, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, совершенствующие свои умения; имеющие достаточный уровень методической и профессиональной подготовленности
• III группа — педагоги с достаточным опытом работы, у которых выработан стиль профессиональной деятельности, которые владеют профессией, имеющие оптимальный уровень методической и профессиональной подготовленности.
Следующий этап моей работы основной. Где был составлен перспективный план работы с педагогами в области здоровьесбережения дошкольников.
Фрагмент перспективного плана работы с педагогами в области здоровьесбережения дошкольников
Сентябрь
Обсуждение результатов исследования компетентности педагогов по становлению у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
Консультации: «Создание здоровьесберегающей системы ДОУ» Тематическая выставка в методическом кабинете по теме
Разработка плана совместной работы педагогов по формированию представлений детей о ЗОЖ»
Октябрь
Консультация «Дидактические игры в формировании элементарных представлений детей о ЗОЖ»
Организация в группах здоровьесберегающего пространства.
Создание библиотечки методической литературы о ЗОЖ
Ноябрь
Педагогическая мастерская
-«Оздоровительные игры в образовательном процессе ДОУ»
-Гимнастика игрового характера после дневного сна;
-Проведение игрового массажа;
-Пальчиковая гимнастика
-Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития дошкольников
Декабрь Деловая игра «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
Смотр – конкурс «Дорожки здоровья»
Реализация перспективного плана с педагогами по здоровьесбережению дошкольников
Главное – оказание реальной помощи воспитателям, поэтому я использовала следующие формы методической работы - это обучающие семинары и тренинги, консультации (индивидуальные и подгрупповые, деловая игра, смотры - конкурсы и другие мероприятия. Неотъемлемой частью в работе по здоровьесбережению дошкольников являются открытые просмотры ООД, в процессе которых педагоги выявляют свои положительные и отрицательные тенденции в работе по данному направлению, а молодые педагоги учатся новому.
В конце работы мною был проведён мониторинг профессиональной компетентности педагогов по становлению у детей ценностей здорового образа жизни.
По его результатам можно сделать следующие выводы:
- планируют приемы и средства организации работы по становлению ценностей ЗОЖ;
- используют игровые ситуации в процессе становления ЗОЖ;
- анализируют деятельность детей и оценивают уровень эффективности педагогических воздействий по установлению ЗОЖ;
Создают условия в группе по физическому развитию, в точности и по ЗОЖ в соответствии потребностям детей и современным требованиям;
- вовлекают родителей по становлению ценностей ЗОЖ
Таким образом, спланированная и реализованная система методической работы позволила мне поднять на более высокий уровень образовательный процесс ДОУ с учетом здоровьесберегающих условий, планомерно и оперативно управлять внедрением комплексной системы оздоровления детей, повысить профессиональный уровень педагогического коллектива. В результате сформировавшейся системы оздоровительной работы в ДОУ отмечено не только повышение интереса педагогов, а также хорошие стабильные результаты по снижению уровня заболеваемости детей.
Важное место в воспитании основ здорового образа жизни у детей является создание предметно – пространственной развивающей среды. Предметно – пространственная развивающая среда является главным условием, определенных концепцией ФГОС дошкольного образования. В группах созданы все необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для расслабления и отдыха. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, имеются в группах спортивные уголки, где расположен необходимый спортивный инвентарь, а также нестандартное оборудование для здоровьесбережения детей.
Анализ сложившейся ситуации показывает: проблема оздоровления сохранения здоровья детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива ДОУ на длительный период.
Поэтому имеются перспективы работы :
- Оказать методическую помощь воспитателям по обобщению опыта работы в области здоровьесбережения дошкольников
- Создать презентации по методическому сопровождению данной темы
- Определить наставников к молодым специалистам
- Подготовить педагогов к участию в профессиональных конкурсах на муниципальном уровне с темами работ в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста
- Распространять опыт работы в рамках РМО