Людмила Минина
Опыт работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям
– непременное условие нормального здоровья ума и сердца.
Ибо для человека естественно любить свою землю,
свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей,
другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д. С. Лихачев.
Публикация «Опыт работы по теме „Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
2. Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех. Патриотизм – это когда тот, кто родился на ее просторах, полюбил ее, прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
3. Теоретическая база опыта.
Методологической и теоретической основой опыта являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г. Н. Волков, о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (В. П. Беспалько, В. С. Безрукова, В. И. Журавлев, М. Н. Скаткин).
Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Элъконин и др.).
В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, как Бере Р. С. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников», Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е. В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры».
Цель моей педагогической деятельности - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• Воспитания уважения к труду;
• Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции. То есть – это приобщение их к устному народному творчеству. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Родной город… Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины; здесь живут, совместно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей. В процессе работы ознакомить детей с родным краем через художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). В этом помогает музей русского быта в образовательном учреждении. Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного края. Важное место в нравственно – патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Формирование патриотических чувств, проходит в тесной связи с семьёй.
Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.
Мною были определены основные принципы, которые легли в основу моего педагогического опыта.
1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, сочувствие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
2. Принцип тематического планирования материала. Я предполагаю подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, мой детский сад, родная страна, родная природа, родная культура.
3. Принцип наглядности. С целью изучаемого материала была подобрана наглядность: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.
4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.
5. Принцип занимательности. Я считаю, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Благодаря нравственному воспитанию дети очень быстро усваивают нормы и правила поведения, быстрее развиваются.
7. Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные во время обучения, постоянно находили применение в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты:
Для детей
Воспитанники должны :
• Знать имя, отчество родителей.
• Знать, где работают их родители.
• Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
• Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
• Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
• Знать название своего города, название некоторых улиц.
Для педагога
Создать развивающую среду в группах детского сада. Систематизировать собственные педагогические знания по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Организация взаимодействия с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.
4. Новизна опыта.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста.
Концепцию моей работы можно представить в форме пирамиды, где основанием является повышение личной компетентности в вопросе патриотического воспитания дошкольников. На этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским садом, знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со страной.
5. Технология опыта.
Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Изучив теоретические основы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию: М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». В диагностике принимали участие 20 детей в возрасте 3-4 лет. Первичная диагностика показала, что 50% (12 детей) не могут назвать членов семьи, дом и улицу на которой проживают, имеют низкий уровень развития речи, внимания; у 30 % (8 детей) – средний уровень; у 15% (4 ребёнка) – высокий уровень знаний. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.
Работая по данной теме, я составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. Для того, чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, я использовала различные методы и приемы: занятия; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций, альбомов; использование средств мультимедиа; работа в книжном уголке; рисование; оформление семейных альбомов.
Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки :
1блок «Моя семья. Мой дом»
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с семьёй были организованы сюжетно – ролевые игры:«Семья» - дети учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница», ребята также учились проявлять доброту, учились культуре общения. В игре «Строители» ребята учились трудиться в коллективе. В группе оборудован уголок ряжения и есть все необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки»,А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К. Д. Ушинский «Петушок с семьей» и др. При чтении сказки «Доктор Айболит» К. Чуковского не только знакомила детей с трудом врачей, а в первую очередь обращала их внимание на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе», акцент делала на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировала основы здорового образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.
Вместе с детьми играли в дидактические игры: «Чей малыш», «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку». С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры: «Салочки- догонялочки», «Лохматый пес»,«Лиса и гуси», «Воробушки и автомобиль», «Смелые мышки», «Пустое место», «Кто раньше дойдет до флажка?», «Курочка-хохлатка»,которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому. Изготовили открытку для мам на 8 Марта и папам на День защитника отечества. Провела беседы «Моя семья», «Кто Я?». Совместно с родителями оформили семейный фото – альбом, генеалогическое древо семьи.
Рисовали посуду для кукол, портреты членов семьи, а потом их рассматривали. Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.
Провела открытое занятие на районном методическом объединении «Моя семья».
2 блок «Мой детский сад».
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией. Сначала я организовала знакомство детей со своей группой : с загадками, с различными заданиями. Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении группы. Например: в столовой (когда я ем, я глух и нем, в игровых зонах (поиграл – убери).
Затем была проведена экскурсия в медицинский кабинет с целью познакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой, показать расположение и оборудование медкабинета, познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Ирина Николаевна рассказала детям, для чего необходим медицинский кабинет в детском саду. В ходе экскурсии был сделан замер веса и роста детей. По окончании экскурсии детей угостили витаминами.
Экскурсия в столовую произвела на детей большое эмоциональное впечатление. Во время экскурсии дети познакомились с поваром и его помощником, рассмотрели отделы пищеблока (холодный, горячий цех, назвали знакомые предметы кухонной утвари. Ребята своими глазами увидели, где и как им готовят вкусную и полезную пищу.
Провела экскурсию по территории детского сада с целью ознакомления детей с природой, с участками, посмотреть, что на них есть. Прошлись по всей территории и посмотрели на поделки, которые находятся в разных местах детского сада. В ходе экскурсии напомнила правила бережного отношения к растениям и животным.
3блок «Мой родной город»
Младшим дошкольникам трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить.
Работа по воспитанию любви к родному городу началась с бесед, в ходе которых были выявлены имеющиеся знания детей о родном городе. Продемонстрировала детям альбом с фотографиями родного города, где дети узнали знакомые здания. Были рассмотрены фотографии Мемориала Славы и памятника погибшим воинам. Прошлись по улице, где расположен детский сад, объяснила, что у каждой улице есть свое название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома.
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий.
В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года. Восхищаясь красотой пейзажей, сообщала детям название страны и часто его повторяла. Играя в народные игры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно - прикладного искусства, постоянно подчеркивала, что все это придумал, сделал русский народ.
Познакомила детей с жилищем русского человека; разъяснила понятие «горница», рассказала о ее устройстве, воспитывая интерес к особенностям русского характера, русским традициям. Закрепляли полученные знания, в музее детского сада «Русская изба», при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны. Русская культурная традиция предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный образовательный и воспитательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью. Основная цель создания мини-музея «Русская-изба» - развитие познавательного интереса у дошкольников и формирование у них представлений о жизни предков.
Представление о деревянной, соломенной, тряпичной игрушке, способах изготовления соломенной игрушки дети получили во время беседы при посещении мини – музея старшей группы «Куклы наших бабушек».
Совместно с родителями была организована экскурсия в краеведческий музей города, где детям в доступной форме рассказали об истории нашего города, о воинах – героях, о быте русской семьи. Особенно понравился детям зал природы родного края.
Для развития нравственно – патриотических знаний дошкольников использую метод проектов, что поддерживает повышенный интерес детей к занятиям. Мной разработаны такие проекты как : «Лесная Красавица» - в этом проекте я старалась развивать интерес к окружающему миру, формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, бережного отношения к ней; расширять кругозор детей; «Наши соседи - домашние животные» - в этом проекте поставила задачу расширить и углубить представления детей младшего возраста о домашних животных, их характерных особенностях, научить детей ухаживать за домашними животными, воспитать любознательность, чувство сопереживания ко всему живому. Проект «Хлеб – всему голова» - у детей появились знания о хлебе, хлебобулочных изделиях (о выращивании хлеба от зерна до колоска); познакомила детей с профессиями людей, выращивающих хлеб. В ходе работы над проектом «Моя мамочка самая - самая…» закрепила знание детьми имён своих мам, старалась вызвать чувство гордости и уважения к самому дорогому человеку на земле - маме. Действующий ещё проект «Краски осени» формирует бережное отношение к окружающей природе; дает элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Правильно организованная развивающая среда - мощный стимул воспитания любви к родному краю.
В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно- ролевой игры.
В группе оформлен мини - музей «Хлеб - всему голова», где представлены различные экспонаты: колоски зерен пшеницы, ржи; картинки сельскохозяйственных машин; альбом профессий и т. д. Оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, аквариум, природный материал, календарь природы, представлены книги с иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного города. В «Книжном уголке» выставлена детская и художественная литература соответственно возрасту детей, находятся фотоальбомы «Наш город» (герб города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов, «Наши родители» (профессии).
Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса.
Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Наши родители принимают активное участие в жизни группы. Мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей: «Краски Осени» (поделки из листьев, цветов и ягод); «Лесная красавица» (изготовление ёлок своими руками); выставка поделок к «Пасхе». Участие в краевых конкурсах: «Мой край родной тобой любуюсь»; «Мама, папа, я и. летние деньки». С помощью родителей был оформлен «Семейный альбом группы». Родители наших воспитанников всегда помогают в оформлении группы к новому году и уборке участка на улице.
Мною для родителей были подготовлены консультации: «Какие игрушки нужны малышу», «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера», «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».
6. Результативность опыта.
Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:
- Дети проявляют активный интерес к словам и действиям
взрослых, эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких.
-Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.
- Отвечают на вопросы о своей семье и ближайших родственниках. Называют свое имя, фамилию, пол, возраст. Научились говорить о себе в первом лице- «Я», высказывать свои желания («Я хочу», называть любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи).
-Стали охотно посещать детский сад, включаются в общий ритм жизни, с доверием относятся к воспитателю.
-Рассматривают сюжетные картинки, иллюстрации в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентируются в ближайшем окружении (в группе ДОУ, на участке ДОУ и в семье).
-Научились наблюдать за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).