Папки-передвижки

Мини-музей как средство экологического воспитания детей для дошкольников

Петренко Анна Викторовна
Мини-музей как средство экологического воспитания детей для дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Необходимость экологического образования является одним из важнейших направлений в развитии дошкольников. Экологическое образование дошкольников уже давно и прочно вошло в систему работы педагогов нашего детского сада. Именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Публикация «Мини-музей как средство экологического воспитания детей для дошкольников» размещена в разделах

В нашем детском саду очень большое внимание уделяется знакомству детей с природой родного края. Живя в крае, богатом полезными ископаемыми, мы хотим, что бы у детей было как больше знаний об объектах неживой природы. Поэтому очень важно пополнять знания детей об окружающих нас камнях и минералах. Непосредственное ознакомление с экспонатами мини музея оказывает большое влияние на формирование чувств гордости к родному краю, так же воспитывается бережное отношение к природным богатствам, знакомит детей с разнообразием камней Кольского края, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком. Дети учатся ориентироваться в мире камня, узнают их свойства, особенности, значение. Так же через игровую и экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей при сотрудничестве со взрослыми у детей развивается интерес к объектам неживой природы. В исследовательской деятельности детей с камнями я помогаю раскрыть потенциальные возможности и способности ребенка, его умение самостоятельно делать выводы.

При создании мини музея непосредственную помощь мне оказывают родители всех групп детского сада. Наши родители являются не просто сторонними наблюдателям, а являются активными участниками образовательного процесса и помощниками для оснащения новыми экспонатами мини - музея.

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей.

Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание детей. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.

В рамках проекта «Природа Кольского края», который на протяжении уже многих лет ведётся в нашем детском саду, был создан «Мини – музей камня». Сначала мини музей находился в нашей группе, но по мере вовлечения в эту работу воспитателей, детей и родителей других групп, музей перенесли в коридор, где он доступен для всех.

По типу музей является исследовательско-игровым, по содержанию: естественно – научным, по времени проведения: долгосрочным.

При создании музея дети учатся взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств, классифицировать камни по происхождению. Формируются навыки исследовательской деятельности. Знакомятся с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, происхождением, использованием людьми. Развивается умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Также развиваются исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы.

На основе представлений о взаимосвязях в природе у детей развивается интерес к природе, интерес к ее познаниям. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов и методов (продуманная организация труда, наблюдений, игры, обучения) – ключ правильной постановки экологического воспитания. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства. Таким образом, я считаю, что закладывать основы экологического мышления нужно в раннем возрасте через изучение природы, взаимоотношения человека с окружающей средой, формировать ответственность, прежде всего за свои поступки и действия, «заронить зерна» доброго, бережного отношения к природе.

Мне удалось заинтересовать и вовлечь в организацию экологического мини-музея педагогов ДОУ и родительскую общественность. Сначала я задалась вопросом: Часто ли дети бывают в музеях? Провела анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не посещала музей. Многим мамам и папам просто не приходила в голову идея такой экскурсии.

Все экспонаты подлинные и были переданы в музей родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ. В нем собраны полезные ископаемые Мурманской области:

АМОЗОНИТ

АМЕТИСТ

КВАРЦ

КИАНИТ

ЛУННЫЙ КАМЕНЬ

НАТРОЛИТ

НИКЕЛЕВАЯ РУДА

СТАВРОЛИТ

ЯШМА

НЕФИЛИН

БЕЛОМОРСКАЯ РАГУЛЬКА (Глендонит)

ПИРИТ

ГРАНАТ

ПИРРОТИН

КОРУНД

В библиотеке музея есть подборка журналов, энциклопедий, иллюстраций о минералах. Так же в этом году мы решили создать интерактивный журнал для детей и взрослых «Камни Заполярья»

Мини-музей ведёт экскурсионную, экспериментальную и просветительскую работу. Маленькие экскурсоводы проводят экскурсии для детей ДОУ и их родителей. Посетители узнают интересные сведения о минералах, о месте, где их добывают, как используют. Мы с детьми проводим исследовательскую работу по выращиванию кристаллов соли и сахара.

Темы, рассматриваемые в рамках нашего мини-музея разнообразны : «Как родились камни», «Камни-строители», «Мы геологи»; «Каменный век», «Сад камней», «Камни лечат» и т. д.

Я использую следующие формы работы: рассматривание, знакомство со свойствами и качествами, экспериментирование и исследовательская деятельность, работа с «Ящиком ощущений», дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики («Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Что исчезло», «Найди свой камень», «Я положил в рюкзак»); настольно-печатные игры, оформление лэпбуков, составление загадок, игры по сюжетам литературных произведений, проведение экскурсий воспитанниками для родителей, детей других групп, художественный труд, чтение познавательных сказок, энциклопедий, сюжетно-ролевые игры. Экологические занятия на темы :

«Подземная кладовая»

«История солнечного камня»

«Лечебные свойства янтаря»

«Камень в руках человека»

«Великолепие камней

«Что такое горы»

«Почему разрушаются горы»

«Кто живет в горах»

«Как человек использует камни»

«Секреты камней»

Благодаря музею, я получила возможность вовлечь воспитанников в информативную, новую для них предметную среду, принимать участие в совместной деятельности со всеми представителями педагогического процесса, возможность переживать общие впечатления, участвовать в совместной творческой деятельности.

Экскурсионная и экспериментальная работа помогла выявить творческие способности детей, расширила представления о камнях как минералах, что они нужны не только как украшения, их используют в строительстве, архитектуре и других областях производства.

Ответственное отношение к природе означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Было решено оставить музей постоянно действующим, так как он способствует закладыванию основ мировоззрения подрастающего поколения, формированию его отношения к окружающему миру, расширению экологических знаний.

Китайский алхимик и поэт Ли Бо, живший в 8 веке, писал: «Как ни красивы и не прочны камни, куда притягательнее и сильнее скрытая в них тайна». И действительно, сколько неопознанного и интересного таится в них. Всё хочется познать и изведать. Мы пока дошкольники, и у нас всё впереди.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей как средство экологического воспитания детей для дошкольников
Опубликовано: 3 февраля 2022 в 07:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей как средство экологического воспитания детей для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Петренко Анна Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД