Петренко Анна Викторовна
Мини-музей как средство экологического воспитания детей для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость экологического образования является одним из важнейших направлений в развитии дошкольников. Экологическое образование дошкольников уже давно и прочно вошло в систему работы педагогов нашего детского сада. Именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.
Публикация «Мини-музей как средство экологического воспитания детей для дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В нашем детском саду очень большое внимание уделяется знакомству детей с природой родного края. Живя в крае, богатом полезными ископаемыми, мы хотим, что бы у детей было как больше знаний об объектах неживой природы. Поэтому очень важно пополнять знания детей об окружающих нас камнях и минералах. Непосредственное ознакомление с экспонатами мини музея оказывает большое влияние на формирование чувств гордости к родному краю, так же воспитывается бережное отношение к природным богатствам, знакомит детей с разнообразием камней Кольского края, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком. Дети учатся ориентироваться в мире камня, узнают их свойства, особенности, значение. Так же через игровую и экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей при сотрудничестве со взрослыми у детей развивается интерес к объектам неживой природы. В исследовательской деятельности детей с камнями я помогаю раскрыть потенциальные возможности и способности ребенка, его умение самостоятельно делать выводы.
При создании мини музея непосредственную помощь мне оказывают родители всех групп детского сада. Наши родители являются не просто сторонними наблюдателям, а являются активными участниками образовательного процесса и помощниками для оснащения новыми экспонатами мини - музея.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей.
Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание детей. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.
В рамках проекта «Природа Кольского края», который на протяжении уже многих лет ведётся в нашем детском саду, был создан «Мини – музей камня». Сначала мини музей находился в нашей группе, но по мере вовлечения в эту работу воспитателей, детей и родителей других групп, музей перенесли в коридор, где он доступен для всех.
По типу музей является исследовательско-игровым, по содержанию: естественно – научным, по времени проведения: долгосрочным.
При создании музея дети учатся взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств, классифицировать камни по происхождению. Формируются навыки исследовательской деятельности. Знакомятся с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, происхождением, использованием людьми. Развивается умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Также развиваются исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы.
На основе представлений о взаимосвязях в природе у детей развивается интерес к природе, интерес к ее познаниям. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов и методов (продуманная организация труда, наблюдений, игры, обучения) – ключ правильной постановки экологического воспитания. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства. Таким образом, я считаю, что закладывать основы экологического мышления нужно в раннем возрасте через изучение природы, взаимоотношения человека с окружающей средой, формировать ответственность, прежде всего за свои поступки и действия, «заронить зерна» доброго, бережного отношения к природе.
Мне удалось заинтересовать и вовлечь в организацию экологического мини-музея педагогов ДОУ и родительскую общественность. Сначала я задалась вопросом: Часто ли дети бывают в музеях? Провела анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не посещала музей. Многим мамам и папам просто не приходила в голову идея такой экскурсии.
Все экспонаты подлинные и были переданы в музей родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ. В нем собраны полезные ископаемые Мурманской области:
АМОЗОНИТ
АМЕТИСТ
КВАРЦ
КИАНИТ
ЛУННЫЙ КАМЕНЬ
НАТРОЛИТ
НИКЕЛЕВАЯ РУДА
СТАВРОЛИТ
ЯШМА
НЕФИЛИН
БЕЛОМОРСКАЯ РАГУЛЬКА (Глендонит)
ПИРИТ
ГРАНАТ
ПИРРОТИН
КОРУНД
В библиотеке музея есть подборка журналов, энциклопедий, иллюстраций о минералах. Так же в этом году мы решили создать интерактивный журнал для детей и взрослых «Камни Заполярья»
Мини-музей ведёт экскурсионную, экспериментальную и просветительскую работу. Маленькие экскурсоводы проводят экскурсии для детей ДОУ и их родителей. Посетители узнают интересные сведения о минералах, о месте, где их добывают, как используют. Мы с детьми проводим исследовательскую работу по выращиванию кристаллов соли и сахара.
Темы, рассматриваемые в рамках нашего мини-музея разнообразны : «Как родились камни», «Камни-строители», «Мы геологи»; «Каменный век», «Сад камней», «Камни лечат» и т. д.
Я использую следующие формы работы: рассматривание, знакомство со свойствами и качествами, экспериментирование и исследовательская деятельность, работа с «Ящиком ощущений», дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики («Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Что исчезло», «Найди свой камень», «Я положил в рюкзак»); настольно-печатные игры, оформление лэпбуков, составление загадок, игры по сюжетам литературных произведений, проведение экскурсий воспитанниками для родителей, детей других групп, художественный труд, чтение познавательных сказок, энциклопедий, сюжетно-ролевые игры. Экологические занятия на темы :
«Подземная кладовая»
«История солнечного камня»
«Лечебные свойства янтаря»
«Камень в руках человека»
«Великолепие камней
«Что такое горы»
«Почему разрушаются горы»
«Кто живет в горах»
«Как человек использует камни»
«Секреты камней»
Благодаря музею, я получила возможность вовлечь воспитанников в информативную, новую для них предметную среду, принимать участие в совместной деятельности со всеми представителями педагогического процесса, возможность переживать общие впечатления, участвовать в совместной творческой деятельности.
Экскурсионная и экспериментальная работа помогла выявить творческие способности детей, расширила представления о камнях как минералах, что они нужны не только как украшения, их используют в строительстве, архитектуре и других областях производства.
Ответственное отношение к природе означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Было решено оставить музей постоянно действующим, так как он способствует закладыванию основ мировоззрения подрастающего поколения, формированию его отношения к окружающему миру, расширению экологических знаний.
Китайский алхимик и поэт Ли Бо, живший в 8 веке, писал: «Как ни красивы и не прочны камни, куда притягательнее и сильнее скрытая в них тайна». И действительно, сколько неопознанного и интересного таится в них. Всё хочется познать и изведать. Мы пока дошкольники, и у нас всё впереди.