Анастасия Коптева
Опыт работы по теме «Использование сказки в экспериментальной деятельности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
• Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам свой опыт работы по теме «Использование сказки в экспериментальной деятельности старших дошкольников». Детство - это пора, когда хочется знать ответы на различные вопросы. Ребёнок всё изучает, как может и чем может. Он радуется даже самым маленьким открытиям.
Публикация «Опыт работы по теме „Использование сказки в экспериментальной деятельности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
• Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
• В группе оборудован центр экспериментирования, дети в свободной деятельности подходят и повторяют тот или иной опыт. Центр постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей.
• В своей экспериментальной работе с детьми особое внимание уделяю:
- методам наблюдения;
- рассматриванию различных предметов, созданных природой и человеком;
- поисковой и практической деятельности,
-чтению познавательной литературы,
-сочинению сказок.
• Герои сказок являются непосредственными, любознательными, выдумщиками и фантазёрами, напоминают детям самих себя. Они выдвигают гипотезы, порой самые невероятные, впрочем, как и дети. Этот факт позволяет дошкольникам внимательно следить за сюжетом сказки, сопереживать героям, вовлекает их в эксперименты, в ходе которых они пытаются раскрыть секреты природных явлений на доступном им уровне.
• Использование сказки при экспериментировании считаю эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Новизна данного метода заключается в том, что экспериментирование становится ведущим видом деятельности в образовательном процессе наряду с игрой.
• Практической значимостью является применение полученных знаний детьми в жизни. Ребенок находит похожее, выявляет различия, тем самым повышает уровень познавательной мотивации. Стараюсь не давать ребенку конкретную информацию, а даю возможность добыть ее самому, проявить самостоятельность.
• Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Их любят читать не только дети, но и взрослые. В сказках заложена вся мудрость, в них открывается огромный смысл. Эти народные произведения можно считать самым важным методом воспитания. Внедрение опытов по сказке в экспериментальной деятельности принимается дошкольниками очень успешно. Начинается экспериментальная деятельность с предоставления детям материала для исследования, образ которого связывается с художественным (сказочным) образом. Далее создается проблемная ситуация, вызывающая интерес к событию.
• Все опыты, представленные на слайдах, проведены с использованием русских народных сказок, авторских и сочинённых педагогом вместе с детьми, такие как «Неведимка-воздух», «Путешествие любопытного цыпленка», «Алиса в мир чудес», «Веселые лягушата», «Золотые рыбки»
• «Путешествие червячка» В этих сказках узнаем о свойствах воды, воздуха, песка, почвы.
• В сказке «Золотой ключик или Приключения Буратино» с помощью магнитов дети находили монеты среди песка, подтверждая свойство магнита притягивать металлические предметы. Читая сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и «Пузырь, соломинка и лапоть», изучили предметы из разных материалов на плавучесть (лист бумаги, металлическая пластина, кусочек ткани и деревянную пластину). В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети разбирали ситуацию, как поднять воду со дна колодца.
• В сказке К. Чуковского «Мойдодыр» обсуждали, как при помощи трубочки определить, где находится мыльная и чистая вода. В сказке «Колобок» познакомились со свойствами песка. В сказке «Снегурочка» дети проводили опыты со снегом и льдом и обсуждали свойства снега и льда.
• В сказке «Царевна-лягушка» изучили свойства магнита. В сказке «Три поросенка» дети проверяли и делали вывод из какого материала дом самый прочный.
• Помимо ООД планирую работу в режиме дня
• в утренние и вечерние часы,
• на прогулке,
• при проведении режимных моментов).
• Большую работу проводила по взаимодействию с родителями в вопросах экспериментирования в домашних условиях. Обращала внимание родителей на то, что эксперименты интереснее и увлекательнее проходят с использованием сказки. Для большей заинтересованности родителей и вовлечения их в опытно-экспериментальный процесс я использовала различные формы работы : наглядный материал,
• проводила индивидуальные и групповые консультации.
• Родителей ознакомила с серией несложных опытов, которые можно провести дома с детьми: «Опыты с бумагой», с яйцом, водой, магнитом, воздухом, песком.
• Домашнее экспериментирование отличается свободой действий как для взрослых, так и для детей, помогает получить новые знания, закрепить ранее полученные.
• Родители с удовольствием сочиняли свои сказки для проведения экспериментов дома.
• В результате проводимой работы родители :
- научились проводить элементарные опыты и эксперименты
- повысили уровень педагогических знаний по данной теме.
• Таким образом ПРЕИМУЩЕСТВА использования Сказки с экспериментами с детьми дошкольного возраста следующие :
В Форме Сказки-игры и через опыты дети лучше усваивают новую
информацию;
Для решения задач дети используют логику и мышление;
Использование сказки при проведении экспериментов подходит для детей 4-8 лет;
Проводить эксперименты с использованием сказки можно не только в детском саду, но и в домашних условиях.
В сказку можно играть 2-3 дня, разбив ее на части, как книгу.
Убеждена, что сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности. Оценка деятельности и непосредственных результатов труда из уст сказочного героя желанная и понятная детям дошкольного возраста. Герой всегда благодарен ребенку за оказанную помощь, внимателен к каждому, вызывает эмоциональный отклик и желание встретиться с ним вновь.
• Закончить хочется словами педагога-новатора Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».