Людмила Данейкина
Опыт работы по формированию вокальных навыков в музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №21»
Распространение опыта работы
Формирование вокальных навыков в музыкально- театрализованной деятельности
Подготовила: музыкальный руководитель
Публикация «Опыт работы по формированию вокальных навыков в музыкально-театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Высшей квалификационной категории
Данейкина Людмила Анатольевна
г. о. Саранск, 2015г.
«Музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причём воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, любовь к своей Родине, интерес и чувство дружбы к народам других стран»
Д. Б. Кабалевский
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Пение- один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В пении ребёнок может активно проявить своё отношение к музыке. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.
Хоровое пение объединяет детей, создаёт условия для эмоционального музыкального общения.
Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
ВИДЫ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пение для развития музыкального восприятия :
* слушание песен, не предназначенных для пения;
* слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;
пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре,
длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).
Исполнение песен:
*пение с сопровождением и без него;
*пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;
Пение в музыкально- образовательной деятельности :
*пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;
*педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства,
структура, характер и т. д.).
Песенное творчество:
*импровизация;
*сочинение мелодий к заданным текстам;
*сочинение хороводов
Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние : исполнение и слушание песен, пение и упражнения, слушание песен и песенное творчество и т. д. Разнообразны также формы их организации : занятия (коллективные и индивидуальные, самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основная цель- воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключаются в следующем:
1. Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма).
2. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально- хоровые умения и навыки).
3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Эти задачи решаются на основе определённого песенного репертуара, применения соответствующих методов и приёмов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.
Драматизация- одна из форм игровой деятельности, предоставляющая большие возможности для развития творческого воображения детей.
Игры- драматизации с пением, возникающие по инициативе детей, заслуживают внимания и поощрения
Воспитательные возможности театральной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Учавствуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии-через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать,
анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно
изъясняться.
Театрализация-это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности-пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.
Цель: развитие артистических способностей детей через театральную деятельность.
Задачи и методы:
-последовательное знакомство детей с видами театра;
-поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
-совершенствование артистических навыков детей;
-раскрепощение ребенка;
-работа над речью, интонациями;
-коллективные действия, взаимодействия;
- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Принципы:
-импровизировать,
-гуманность,
-систематизация занятий,
-учет индивидуальных способностей каждого ребенка.
На протяжении многих лет в детском саду организован вокольно-театральный кружек (Театр песни) «Музыкальная страна». Здесь дети инсценируют песни обыгрывая целые спектакли (участники кружка дети подготовительной к школе группы имеющие начальные навыки вокального исполнения. Мной разработана программа.
Программа Театр песни «Музыкальная страна»
Цели :
- познакомить детей с новой формой исполнения песни, развивать активное эмоциональное сопереживание музыкальными образами в исполнительской деятельности. Обогащать представление об окружающем через театр песни.
Задачи:
-раскрыть перед детьми целый мир новых представлений и чувств с
помощью народной и национальной песни и песен современных
композиторов.
- в процессе пения развивать у детей музыкальные способности : музыкальный слух, память, чувство ритма.
- в исполнении развивать творческую самостоятельность при создании
5.
образа используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
- развивать чувство коллективизма с помощью хорового пения.
Для достижения данной цели и задач создаются необходимые условия (интерьер, костюмы, иллюстрации и т. д., которые помогают детям погрузиться в мир театра песни.
Программа строится на:
Формировании мировозрения (большое внимание отводится непосредственному восприятию песен. Слушание их в записи, просмотр видиосъемок, организации встреч с исполнителями.
Развитие певческих навыков. (Вокальные установки).
Обыгрывание песни. (Исполнительство, творчество).
Программа способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации.
Дети с большим удовольствием принимают участие в театральных постановках на утренниках, развлечениях, в свободной деятельности и выступая на театральных сценах.
Сказка «Серебряное озеро» Ф. Атянина на сцене театра «Крошка»
Выступление перед слушателями МРИО
Выступление перед родителями
Выступление на утренниках
Музыка, музыкальная культура и искусство возвышают человека, способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности, порождают оптимизм, социальную активность людей, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей.
Используемая литература
1. О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников» М., «Просвещение»* «Владос»;
2. Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» М., «Просвещение»;
3. Г. Н. Новикова «Музыкальное воспитание дошкольников» М., «Аркти»;
4. Журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2010г. ;
5. Журнал «Музыкальная палитра» №2, 2011г.