Приложение МААМ

Инновационный опыт «Воспитание любви к Отечеству у дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности»

Светлана Сковородникова
Инновационный опыт «Воспитание любви к Отечеству у дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Условия возникновения.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к Родине, сейчас о ней говорят много негативного. Однако трудности этого периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее необходимо.

Публикация «Инновационный опыт „Воспитание любви к Отечеству у дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности“» размещена в разделах

И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили ее, нам нужно показать Родину с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться. Поэтому воспитатель должен помочь детям узнать о своей Родине, чтобы вызвать чувства восхищения, гордости и любви.

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Актуальность.

Задачей данной работы является - выяснение специфики процесса формирования у детей любви к Отечеству, природы самого патриотического чувства, его структуры, содержания; а также проследить его зарождение, истоки (на базе каких чувств оно формируется, или точнее, без какой эмоционально - познавательной основы не может появиться это сложное интегральное чувство).

Патриотизм - это чувство привязанности, преданности, ответственности и т. д. по отношению к своей Родине, поэтому ребенка еще в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к чему-то, быть ответственным в его маленьких делах и поступках. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научится сопереживанию вообще, как человеческому чувству. Восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя.

Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности - нравственную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

В работе патриотизм рассматривается через понятие «отношения» по нескольким направлениям: отношение к природе родного края, отношение к людям, отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре. Каждое из направлений стало содержанием нашей воспитательно - образовательной работы с детьми, и каждое внесло свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения - задача, занимающая особое место в социальном развитии детей. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.

Мы убеждены, что в туристско-краеведческой деятельности заложены возможности для развития дошкольников, их патриотического воспитания: такая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов изучать свою страну, начиная с «малой родины», регионы России, патриотические, трудовые, боевые, духовно-нравственные традиции народа. А это начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так происходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Наконец, будучи по природе коллективистской, туристско-краеведческая деятельность обучает ребенка общаться со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, доброму отношению к природе.

Основные формы работы - тематические прогулки, экскурсии (при этом важно четко дозировать физические нагрузки дошкольников).

Из методов воспитания большое внимание должно уделяться игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраски каждому путешествию в окружающий мир.

Важнейшим условием эффективности данной деятельности с дошкольниками является понимание их родителями необходимости гражданского воспитания, их помощь педагогам в этой работе.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

Формирование любви к родине через любовь к природе родного края - одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Под патриотическим воспитанием педагоги нашего дошкольного учреждения понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формировании в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

В рамках патриотического воспитания параллельно с другим решаются следующие задачи:

• формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

• формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Для реализации цели и задач воспитатели создают взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:

• знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями;

• проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года;

• организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев;

• организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;

• тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников;

• тесное сотрудничество с научно-методическим отделом Национального парка «Смольный».

Мы учим воспитанников тому, что экология - это наука о доме, о том доме, в котором ребенок живет каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большей мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.

Заключение.

Поводя итог всему выше сказанному, можно считать, что базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений.

На основе базового этапа выстраивается «здание» собственно патриотического воспитания детей, которое включает в себя сообщение знаний, формирования на их основе отношений и организацию доступной деятельности.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное, даже сказанное вскользь слово может разрушить многое. Поэтому воспитателю стоит задуматься над своим чувством любви к Родине.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности в контексте наследия А. С. Макаренко Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все.

Инновационный опыт работы по литературному образованию младших дошкольников Опытно-экспериментальная работа исследования была организована во второй младшей группе на базе МБДОУ № 4 комбинированного вида Рузаевского.

Инновационный педагогический опыт «Развитие логики и мышления у старших дошкольников посредством математических игр» Тема: «Развитие логики и мышления у старших дошкольников через математические игры». Источник изменений Использование игрового метода.

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр» . Актуальность и перспективность опыта. Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном.

Инновационный проект «Сказки о любви» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 120 общеразвивающего вида» Проект «Сказки о любви» 2014.

Опыт работы по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства Коллеги! Хочу представить вам опыт работы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного.

Педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Все дети любят рисовать.

Рецензия на опыт работы «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» Рецензия на опыт работы «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» педагогов МБДОУ. В настоящее время происходит переосмысление.

Тема самообразования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театральной деятельности» Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный опыт «Воспитание любви к Отечеству у дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности»
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 21:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный опыт «Воспитание любви к Отечеству у дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сковородникова (УИ 309230) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД