Светлана Сковородникова
Инновационный опыт «Воспитание любви к Отечеству у дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Условия возникновения.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к Родине, сейчас о ней говорят много негативного. Однако трудности этого периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее необходимо.
Публикация «Инновационный опыт „Воспитание любви к Отечеству у дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили ее, нам нужно показать Родину с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться. Поэтому воспитатель должен помочь детям узнать о своей Родине, чтобы вызвать чувства восхищения, гордости и любви.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Актуальность.
Задачей данной работы является - выяснение специфики процесса формирования у детей любви к Отечеству, природы самого патриотического чувства, его структуры, содержания; а также проследить его зарождение, истоки (на базе каких чувств оно формируется, или точнее, без какой эмоционально - познавательной основы не может появиться это сложное интегральное чувство).
Патриотизм - это чувство привязанности, преданности, ответственности и т. д. по отношению к своей Родине, поэтому ребенка еще в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к чему-то, быть ответственным в его маленьких делах и поступках. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научится сопереживанию вообще, как человеческому чувству. Восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя.
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности - нравственную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.
В работе патриотизм рассматривается через понятие «отношения» по нескольким направлениям: отношение к природе родного края, отношение к людям, отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре. Каждое из направлений стало содержанием нашей воспитательно - образовательной работы с детьми, и каждое внесло свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей.
Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения - задача, занимающая особое место в социальном развитии детей. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.
Мы убеждены, что в туристско-краеведческой деятельности заложены возможности для развития дошкольников, их патриотического воспитания: такая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов изучать свою страну, начиная с «малой родины», регионы России, патриотические, трудовые, боевые, духовно-нравственные традиции народа. А это начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так происходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.
Наконец, будучи по природе коллективистской, туристско-краеведческая деятельность обучает ребенка общаться со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, доброму отношению к природе.
Основные формы работы - тематические прогулки, экскурсии (при этом важно четко дозировать физические нагрузки дошкольников).
Из методов воспитания большое внимание должно уделяться игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраски каждому путешествию в окружающий мир.
Важнейшим условием эффективности данной деятельности с дошкольниками является понимание их родителями необходимости гражданского воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.
Формирование любви к родине через любовь к природе родного края - одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Под патриотическим воспитанием педагоги нашего дошкольного учреждения понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формировании в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.
Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
В рамках патриотического воспитания параллельно с другим решаются следующие задачи:
• формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
• формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Для реализации цели и задач воспитатели создают взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:
• знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями;
• проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года;
• организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев;
• организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;
• тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников;
• тесное сотрудничество с научно-методическим отделом Национального парка «Смольный».
Мы учим воспитанников тому, что экология - это наука о доме, о том доме, в котором ребенок живет каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большей мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.
Заключение.
Поводя итог всему выше сказанному, можно считать, что базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений.
На основе базового этапа выстраивается «здание» собственно патриотического воспитания детей, которое включает в себя сообщение знаний, формирования на их основе отношений и организацию доступной деятельности.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное, даже сказанное вскользь слово может разрушить многое. Поэтому воспитателю стоит задуматься над своим чувством любви к Родине.