Вера Скрипкина
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в работе с детьми ТНР старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в работе с детьми ТНР старшего дошкольного возраста»
Скрипкина Вера Александровна, воспитатель I квалификационная категория
1 слайд
Название презентации «Опыт работы по теме «Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в работе с детьми ТНР старшего дошкольного возраста»
2 слайд Актуальность
Публикация «Опыт работы по теме „Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в работе с детьми ТНР старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Чтобы создать комфортные ощущения в новых социально-экономических условиях, где приоритетной ценностью современного человека является информация и умение работать с ней, в настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов и в образовании.
В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л. Н., Волосовец Т. В., Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., Комарова Т. С., Алиева Т. И., Комарова И. И., Белая К. Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. В настоящее время разработано множество интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.
3 слайд
Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Что же такое ИКТ?
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, говорящие ручки, интерактивные доски, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.
4 слайд
Где же можно применить наши знания и умения?
5 слайд
Рассмотрим применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
Необходимо отметить преимущества ИКТ в логопедической работе воспитателя в коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста:
использование мультимедийных презентаций обеспечивает максимальную наглядность, что очень важно, т. к. в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление, в мультимедийной презентации органично вписываются игры, а ведущая деятельность в дошкольном возрасте, как известно игровая, мультимедийные презентации стимулируют познавательный интерес ребенка, мультимедийные презентации пластичны, т. к. дети имеют возможность не только увидеть картинку, но и услышать звуковое сопровождение, движение различных объектов и т. д.
Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:
Преобразование предметно-развивающей среды
Расширение возможности познания окружающего мира
Использование новой наглядности.
6 слайд
Чтобы подобрать материал для занятия или какой-либо иллюстрационный материал, я пользуюсь различными интернет-ресурсами.
7 слайд
В логопедической практике активно используются различные и компьютерные игры и мультимедийные презентации. ИКТ активно используются на различных организационных формах коррекционной логопедической работы в детском саду:
на занятиях (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных,
на занятиях-путешествиях, дидактических логопедических играх,
в проведении проектной деятельности,
логопедических праздниках и досугах и т. д.
На подгрупповых и индивидуальных занятиях используем (фрагментарно) дидактические игры.
Игра “Чего не стало?”, «Четвертый лишний»
8 слайд
Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Решая образовательные задачи, я применяю ИКТ во всех образовательных областях.
Используя программу Microsoft PowerPoint, мною созданы презентации по окружающему миру (о зимующих птицах, хлебе, по безопасности (о правилах поведения на дороге, подборки слайдов по изобразительной деятельности, конструированию, которые нашла в сети Интернет.
Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребёнка, но и для самого педагога.
Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность обучающегося к занятию, что положительно сказывается на результатах работы с детьми с ТНР.
Применение средств ИКТ при изложении, закреплении материала занятия способствовало его лучшему усвоению, т. к., занятия становятся более увлекательными, повышается интерес к ним со стороны детей.
9 слайд
Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями.
10 слайд
В апреле 2017г. в нашей группе состоялась научная конференция дошкольников «Знакомые незнакомцы». Конференция проводилась в рамках Года экологии в России.
Дети из группы представили доклады о животных разных природных зон: морж, песец, кенгуру, фенек и т. д. Были использованы разные виды ИКТ: и мультимедийная презентация, и запись голосов животных, и проигрывание песен на CD, запись на диктофон телефона.
11 слайд
В декабре 2019 года проходило открытое мероприятие, где так же была использована мультимедийная презентация. (Показ родителям квест-игры с детьми подготовительной группы по теме «Путешествие в страну Выразительной речи»)
12 слайд
В период самоизоляции мы совместно с учителем-логопедом проводили занятия для детей, используя интернет. Создавали презентации и выкладывали Вконтакте. Использовали презентации с сайта Образовариум, что подтверждает сертификат (01.07.2020)
13-15 слайды
Наличие у детского сада собственного сайта, странички в соцсети (в контакте) предоставляет возможность нашим родителям получать оперативную информацию о жизни детского сада, группы. На страничке нашей группы в соцсети (группа закрытая из-за конфедициальности и безопасности детей, я представляю родителям различную информацию: объявления, поздравления, рассказ о жизни детей в группе, фото и видеоматериалы. Родители делятся своими впечатлениями, общаются друг с другом. Посещая разные мероприятия с детьми, на которых не всегда могут присутствовать родители, мы всегда можем сфотографировать детей на фотоаппарат или на телефон, чтобы потом показать фотографии о том, чем занимался ребенок (например, в группе «Вконтакте» или на стенде в группе). Также использую показ мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний («Артикуляционная гимнастика», оформление родительского уголка, сертификатов и дипломов для награждения детей и родителей.
Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.