Нафига Галямова
Опыт работы по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
Дошкольный возраст – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, период активного познания окружающего мира и человеческих отношений. Трудно представить дошкольное детство без книги. Именно художественная литература оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка : она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка, влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Таким образом, целью моей деятельности стало: всестороннее развитие дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой. Для реализации поставленной цели выделила следующие задачи:
Публикация «Опыт работы по теме „Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей.
2. На примере произведений х / л воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания, развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям произведений.
3. Расширять детский кругозор в процессе знакомства с литературными произведениями разных жанров и тематики.
4. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке, лепке.
5. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения; учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.
Какую бы образовательную область мы не взяли, будь -то познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально –коммуникативная – все они так или иначе тесно связаны с художественной литературой.
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаю со знакомства детей с книжным уголком. Содержание ППРС по приобщению детей к х / л соответствует принципам ФГОС (насыщенность, трансформируемость, вариативность, доступность, полифункциональность, безопасность) и способствует каждодневному общению детей с книгой, развивает их литературные интересы.
В процессе организации образовательной деятельности стараюсь интегрировать ознакомление с х / л, по возможности, в содержание всех образовательных областей. Активно использую художественное слово в организации физического развития дошкольников и их оздоровлении. Речь является одним из основных элементов в двигательно – пространственных упражнениях. Использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, при релаксации в минуты отдыха позволяет формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту. Например:
1. Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна
От лени и болезней
Спасает нас она
2. На зарядку по порядку
Становись дружнее в ряд
На зарядку, на зарядку
Вот как весело у нас
В двигательной деятельности использую фольклор (считалки, хороводы и т. д.)
Например:
Начинается считалка:
На березу села галка
3 вороны, воробей, 3 сороки, соловей
Особое значение придаю разучиванию слов и считалок к подвижным играм.
Например, «Гуси – гуси», «Гори, гори ясно!»
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь, на небо
Птички летят,
колокольчики звенят
Неоценима роль х / л в познавательном развитии дошкольников : расширяет представления о мире
Например,
При проведении наблюдений за природными явлениями, объектами широко использую художественное слово. Например, наблюдая за снегопадом, читаю стихи И. Сурикова «Зима», Н. Некрасова «Снежок»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
В процессе наблюдения за березой вспоминаем стихи С. Есенина «Белая береза»
Использую х / л при ознакомлении с животным миром.
Например: стихотворение Б. Заходера «Ежик»
-Что ты, еж,такой колючий
-Это я на всякий случай:
-Знаешь, кто мои соседи
-Волки, лисы и медведи.
Нравятся детям стихи на звукоподражания (А. Барто «Кто как кричит», потешки «Наши уточки с утра» и т. д.)
Для формирования у детей представлений о профессиях людей читаю произведения В. Маяковского «Кем быть», С. Михалкова «А что у вас» и т. д.
После прочтения сказки «Колосок», дети узнали о том, что, оказывается, нужно много потрудиться, прежде чем хлеб окажется на столе. Рассматривали колоски ржи, пшеницы, муку, знакомились с ее свойствами.
Для закрепления количественного и порядкового счета я использую р. н. сказки «Теремок», «Колобок», «Репка», произведения Ю. Тувима «Хозяйка с базара пришла», С. Маршака «Дама сдавала багаж» и др. При формировании понятия «величина» опираюсь на художественные произведения «Под грибком», «Разные колеса» В. Сутеева.
Велика роль х / л в речевом развитии ребенка. Речь – одно из важнейших средств коммуникации. Она проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и коллективных разговорах: собеседники обмениваются мыслями, задают друг другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Через художественные образы воспитываются такие качества, как смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким.
Широко использую в работе скороговорки, чистоговорки на закрепление произношения определенных звуков
1. Ехал Грека через реку
Видит Грека : в реке - рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Грека –цап!
2. У реки – камыши
Расплескались там ерши
Круг – постарше
Круг – помладше
Круг – совсем малыши!
3. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу. Прививки ставить им пора, для укрепления пера.
Чтение х / л играет немаловажную роль в художественно – эстетическом развитии детей. Сюжеты прочитанных книг дошкольники отражают в лепке, рисовании, аппликации.
Одним из эффективных средств всестороннего развития детей является театрализованная деятельность. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, мышление, умение видеть необычное в обыденном.
Велика роль х / л в социально – коммуникативном развитии детей. Значительное число произведений х / л содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей.
Зачастую, между дошкольниками возникают некоторые конфликтные ситуации, которые мы, воспитатели, должны устранить, причем решать эти вопросы быстро, мгновенно, и при этом корректно, не ущемляя права ребенка, и в то же время не в ущерб своему здоровью и окружающих. В таких случаях, для решения возникшей проблемы, я всегда использую произведения художественной литературы. Именно вовремя сказанное художественное слово, использование поучительных стихов помогает устранить возникшую ситуацию без напряжения, без лишних назиданий.
В каждой группе есть свои «драчуны», задиры, которые изо дня в день создают конфликтные ситуации. Для того, чтобы устранить возникшую проблему, я использую стихотворение В. Берестова «Петушки».
Петушки распетушились
Но подраться не решились
Если очень петушиться
Можно перышек лишиться
А если перышек лишиться
Нечем будет петушиться.
. Из года в год каждый день на утреннем круге провожу ритуал. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и произносят следующие слова:
Мы всегда играем дружно
А недружных нам не нужно:
Ир – ир – ир - пусть всегда будет мир (поднимают руки вверх)
Ба – ба – ба – с нами всегда дружба. (обнимают друг друга за плечи).
Во время проведения с детьми игр различной направленности использую стихотворение В. Берестова «За игрой»
Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается.
Ура, ура, ура!
3.»Якалки» есть повсюду и везде. Детский сад - не исключение. Чтобы как - то справиться с этой проблемой использую в работе стихотворение М. Яснова.
Наша утка – крякалка
А Сережа - якалка.
Всем все время говорит:
«Я сумею, я смогу, я быстрее побегу
Я- я –я!»
А ему все говорят: «Подожди немножко,
Якалка – Сережка!»
Ссора.
Поссорились чашка и блюдце
Сейчас они разобьются
И скоро, на кухне, на полке
Будут лежать осколки
И ты не ссорься напрасно
Это очень опасно! Р. Сеф
Использование поучительных стихов не только помогает формировать красивую ровную речь, но и закрепляет навыки, а самое главное - смешные детские стихи помогают учиться играючи.
Приобщая ребенка к книге, формирую бережное отношение к книге (в уголке книги с детьми оформила правила пользования книгой). С детьми организовала занятие «Подари жизнь книге», на котором они узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей. Чтобы привить детям бережное отношение к книгам, оформили «Книжкину больницу».
При реализации образовательной программы большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к х / л использую следующие формы взаимодействия и активного вовлечения родителей в образовательную деятельность:
Консультации: «Какие книги читать детям», «Роль сказки в воспитании и развитии детей»
Конкурс рисунков на темы: «Моя любимая сказка», «Я рисую скороговорку», впоследствии оформлены альбомы художественного творчества детей
Акция «Подари книгу саду», в ходе которой родители значительно пополнили библиотечный фонд
Выставка книжек – самоделок в приемной в приемной (отчет по списку рекомендуемой литературы, каждый родитель вместе с ребенком раз в месяц готовит выступление: либо это инсценировка на утреннем круге, либо чтение стиха по ролям, либо изготовление книжек и т. д.)
Фотовыставка «Мама, папа, я – читающая семья»
Конкурс рукописных книг
Новая форма – буккроссинг, цель которого— пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение традиций семейного чтения.
Т / о, совместная деятельностьс детьми по приобщению к х / л носит интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с х / л в различных видах деятельности, что способствует разностороннему развитию детей