Галина Макеева
Опыт работы по теме «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами»
▼ Скачать
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Публикация «Опыт работы по теме „Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Взрослые обращают внимание детей к народными истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Окружение ребёнка предметами национального характера помогут детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Данная проблема определила цель углубленной работы : Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России.
Для того чтобы вызвать интерес к истории русского народа, получить эмоциональный отклик, я организовала в группе кружок по дополнительному образованию «В горнице». Мною была написана рабочая программа кружка «В горнице», которая соответствует требованиям ФГОС ДО. Были поставлены задачи, которые способствуют нравственному, патриотическому и эстетическому воспитанию.
Целью углубленной работы является приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание интереса к традициям и истории Родины; знакомство с разными видами народных промыслов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству; изобразительная деятельность) :
- Приобщать детей ко всем видам фольклорного жанра: сказки, хороводные игры, пословицы, поговорки, считалки, загадки.
- Знать и различать народное искусство, промыслы, как основу русской культуры.
- Учить понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
- Развивать индивидуальность ребёнка, творческие способности через приобщение к духовным ценностям.
- Развивать самостоятельность, желание проявлять инициативу.
- Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.
Задачи образовательной области «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям) :
-Приобщать детей к народной культуре (народные праздники и традиции).
- Содействовать атмосфере национального быта.
- Учить понимать историческую преемственность с современными аналогами (лучина –керосиновая лампа, электрическая лампа ит. д.).
-Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Задачи образовательной области «Речевое развитие» (развивающая речевая среда; формирование словаря; связная речь; художественная литература) :
- Помочь детям в постижении языковых богатств живой народной речи, пополняя и обогащая словарный запас, используя потешки, пословицы, поговорки, загадки, частушки;
- Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний
о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве.
- Развивать умение рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры.
Для реализации поставленных задач, мною использовались разнообразные формы работы, методы и приемы.
Я изучила и подобрала художественную и методическую литературу,
была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде) Она содержательно – насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. Это: мини-музей «Народное творчество», мини-музей «Народные куклы – обереги», куклы в русских костюмах, папки: «Жизнь людей в старину», «Народное творчество», «Где русские люди узор выбирали» и др., альбомы в электронном виде:«Русская изба», «Горница», «Русские народные костюмы», «Посуда», «Домашняя утварь», а также подобраны некоторые предметы быта. Приобщение детей к русской культуре проводилось и на площадке. Дети знакомились с резьбой по дереву (мини-лаборатория, с принципом изготовления предметов из дерева (кормушка, скворечник, изба, а также предметов быта старины (стилизированный колодец).
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому я использовала в работе не только художественную литературу, энциклопедии, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого посещали музей, где детям открылась возможность первого проникновения в историю быта русского народа. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей.
Было замечено, что дети интересуются образом жизни, традициями русского народа, разнообразными старинными предметами домашнего быта. Крестьянский дом – особое явление народной культуры, объект для изучения духовной жизни русского человека. Рассматривая иллюстрации русской избы (на слайдах, дошкольники обращали внимание на декоративное оформление крыши, окон, крыльца. Их радовала яркая жизнерадостность, звонкая красочность, самобытность, узорность, свойственная деревенскому дому.
Во время экскурсий по близлежащим улицам рассмотрены деревянные постройки, отмечены особенности внешнего вида домов. После накопленного багажа знаний, дети проявляли свое творчество при рисовании русских изб.
Кроме того, им интересно было увидеть настоящие старинные вещи, полюбоваться их красотой, потрогать их своими руками. Для этого я проводила НОД («Милости просим, гости дорогие», «Как строили избу», «Печка», «Гончарные мастеровые», «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать», «Лапти, валенки, босоножки» и др.) с использованием предметов старины, которые есть в ДОУ и приносили из дома (ухват, коромысло, посуда, утюги, рубель). Здесь дети могли взять предмет, ощутить его руками, рассмотреть со всех сторон.
С детьми были проведены занятия по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа («При солнышке тепло, а при матушке – добро», «Пришла коляда накануне Рождества», «Как на масляной неделе», «Красная горка», где дети приучались доставлять родным и близким радость (поздравляли, готовили подарки).
Было проведено знакомство с народным костюмом (в музее и на занятиях «Народный костюм», аппликация «Укрась кокошник», «Придумай узор для платка») и декоративно-прикладным искусством, русскими народными сказками, дети знакомились с потешками, пословицами, поговорками, народными приметами, разучивали частушки.
Народная игра отражает образы жизни, национальные традиции и обычаи.
Игра – часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение к культуре своего народа. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.
С детьми были разучены такие игры, как «Горелки», «Золотые ворота», «Гуси-гуси», «Масленица», «Мороз Красный нос», «Краски», «Колечко», «Заря-заряница», «Бояре» и др. Дети с большим удовольствием играли в них. Через народные игры я учила детей выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.
Считалки тесно связаны с играми. Считалки помогают вырабатывать в детях такие черты характера, как честность, благородство, чувство товарищества. С детьми было выучено много считалок, которые они применяли в подвижных играх.
Очень доступны детям хороводные игры, которые развивают напевность, речь и пластичность движений. Дети с большим интересом водили хороводы: «Ходит Ваня», «Веснянка», «Зелена», «Жучок-паучок», «Со вьюном я хожу» и др.
Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь. Приглашая друг друга к труду, говорили «Чем больше рук, тем легче труд». Как организующий момент на занятии использовалась пословица: «Делу – время, потехе – час», настраивающий детей на последующую работу. Я старалась использовать пословицы в разных делах, используя книгу «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей».
Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. В сказке, обращенной к детям, элементы фантастики в изображении отношений почти отсутствуют. Птицы, звери и люди представлены в ней в натуральную величину, поэтому они побеждают врагов с помощью необычных фантастических поступков. Чтение сказок было почти каждый день. Дети не только слушали их, но и анализировали поступки героев, подчеркивали главную идею. С детьми были проведены такие занятия, как «Сказка к нам пришла», «Сундучок со сказками», где дети узнавали сказки по определенным предметам, отрывкам, а также иллюстрациям.
В мире вещей отразилась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи (гжель, жостовская роспись, городецкая роспись и хохлома) на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке, резьбе по дереву; причудливые деревянные и глиняные игрушки. Со всем этим дети знакомились на таких НОД, как «Украшение кокошника», «Городецкая роспись», «Гжель прекрасная», «Жостовские подносы», «Веселая хохлома», лепке и расписыванию дымковских птиц, и др.
При выполнении изделий народного декоративно – прикладного искусства дети опытным путем приобретали навыки творческого преобразования, вкладывали свои впечатления в рисунок или слепок. Развивалось внимание, память, представления, фантазия, способность к поиску и освоению средств графического выражения. Кроме того, у детей развивался глазомер, цветоощущение, форморазличение, тактильная чувствительность, ловкость рук. Я учитывала, что чем разнообразнее предлагаемая детям техника изображения, тем активнее развивается художественное творчество детей. Но самое главное, что изучение и изготовление изделий декоративно – прикладного искусства приобщает ребенка к высшим человеческим идеалам, к наследию мировой культуры и искусству, воспитывает душу ребенка.
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Е. Флерина.
Целенаправленное ознакомление детей с русской народной игрушкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Ознакомление с народной игрушкой помогали узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку –так как она несет в себе любовь и дружбу. На занятии «Русская народная игрушка. Украшение матрешки» дети узнали историю возникновения матрешки, с большим удовольствием раскрашивали их. Дети познакомились с такими народными игрушками, как : городецкий конь-качалка, свистульки, дудочки, богородские игрушки, дымковские и филимоновские глиняные игрушки, тряпичными куклами, а также игрушками – оберегами. Игрушки, изготовленные своими руками имели большую ценность, чем купленные в магазине. Дети с большим удовольствием показывали их взрослым и детям и были горды своими незамысловатыми поделками.
В течении двух лет дети знакомились с промыслами России : декоративно-прикладное искусство (хохлома, гжель, городец, жостово, дымка,матрешки, уральский малахит, гусевский хрусталь, павло-пасадские платки, оренбургские пуховые платки, вологодское кружево, шемогодская береста, тульские самовары, пряники.
Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи ребенка. Мы составляли с детьми описательные рассказы про игрушки, которые они сделали. При изготовлении игрушек, составлении плана работы дети проговаривали свои действия, а следовательно у них развивалась связная речь; дети учились сравнивать, описывать, выражать свои чувства - у них увеличивался словарный запас, формировался грамматический строй речи.
Для достижения положительных результатов своей темы, в течении двух лет, я проводила проекты, где дети принимали активное участие и привлекали к изучению вопросов родителей. Были проведены проекты: «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Наша хата затеями богата», «Зимние развлечения на Руси», «Золотые руки мастеров». Данные проекты определяли новые ориентиры к приобщению детей к истокам русской народной культуры, традициям и искусству.
В ходе моей работы были проведены различные развлечения : «При солнышке тепло, а при матушке – добро», «Наша хата затеями богата», «Посиделки», где дети показывали свое творчество и знания по народному искусству.
Для определения результативности моей углубленной работы я использовала педагогическое наблюдение за приобщением детей к народному творчеству, сравнительный анализ в разные периоды. Итоговый анализ показал высокий уровень.
Сравнительная диагностика результатов педагогического наблюдения
по ознакомление с народными промыслами России
2015-2016г 2016-2017г
Начало года Конец года Начало года Конец года
2,5 (62%) 3,7 (92%) 3,2 (80%) 3,8 (95%)
Уровень развития детей по теме «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России» повысился на 1.3 балла (33%)
Работа кружка «В горнице» результативна, потому что она находит продолжение в семье. На протяжении всего периода реализации программы я строила свою работу в тесном взаимодействии с родителями, активно привлекая их к работе над приобщением детей к миру искусства и культуры русского народа. Работа в тесном контакте с родителями направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.
С родителями были проведены:
Мероприятия
Презентация программы и работы кружка «В горнице»
Приобщение детей дошкольного возраста к фольклору
Тест для родителей
«Обладает ли ваш ребенок творческими способностями?»
Консультация «Русская игрушка»
Пришла Коляда накануне Рождества (совместное развлечение)
Истоки русской народной культуры
Информация для родителей «Родные сказки»
Консультация «Любимые народные игры детей»
Фестиваль по дополнительному образованию «Радуга» - совместное творчество детей и взрослых
Лекторий для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Консультация для родителей «Развитие речи детей через ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством»
Консультация «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери»
Проект «Нет лучше дружка, чем родная матушка»
Развлечение для мам
Проект «Зимние развлечения на Руси»
Семейный клуб «По русскому обычаю» :
История празднования Нового года и Рождества на Руси
«Сошью Маше сарафан»
«Любимые народные игры»
«Русская народная сказка. Нужна ли она в современном мире?»
Вывод: Углубленное изучение вопроса по формированию духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России дало положительный результат. У детей повысились знания на 33% и составило 95% - 3,8б. Высокие результаты достигнуты в процессе системного внедрения разнообразных форм, методов работы с детьми и активного взаимодействия с родителями воспитанников.
Дети научились различать народное искусство, промыслы, как основу русской культуры; понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
У детей развивались творческие способности через приобщение к духовным ценностям. Они познакомились с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания.
Словарь детей пополнился и активизировался на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве, с использованием фольклора.
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры стали основой для глубокого её познания. Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность.
Подводя итог, хочется сказать, что русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоёванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературе, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души, началом рождения творческой личности.
Дети – самый доброжелательный народ : им даёшь – они берут. Только наша задача – дать именно то, что нужно.
Дети – наше будущее, будущее нашей страны. Воспитаем ли мы подрастающее поколение духовно богатыми и нравственными, научим ли любить, уважать и передавать из поколения в поколение наше прошлое – зависит только от нас.