Папки-передвижки

Опыт работы «Фольклор в жизни ребенка»

Наталья Андреева
Опыт работы «Фольклор в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор в жизни дошкольника

Андреева Наталья, музыкальный руководитель

В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Публикация «Опыт работы „Фольклор в жизни ребенка“» размещена в разделах

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики таящий огромные дидактические возможности. Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков у детей.

Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, мудрости. Знакомство с фольклором «своего народа» помогает детям соприкасаться с целым миром прошлого, в котором отражены представления человека о миросоздании, природе, красоте жизни.

Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений.

Трудно переоценить значение фольклора в воспитании дошкольников.

Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом воспроизвести их содержание.

Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешка «Сорока-сорока» доставляет радость и помогает детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

Малые формы фольклора должны войти в быт ребенка и сопровождать все моменты его жизни : умывание, кормление, сон, игру и др.

Какой именно фольклорный материал следует давать детям дошкольного возраста как основной? Это – фольклор взрослых, адресованный детям (потешки, прибаутки, небылицы-перевертыши, загадки, колыбельные, и детский фольклор (считалки, дразнилки, скороговорки, заклички, колядки).

Рассмотрим некоторые виды фольклора.

Так, содержание и форма потешек и прибауток свидетельствуют о том, что они предназначены детям. Во многих потешках, прибаутках присутствует игровое начало, например, ««Сорока-сорока», «Пальчик-пальчик» и много других составлены так, что подсказывают игровые действия взрослого с пальчиками или ручками ребенка. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное обращение к нему обличено в художественную форму и в связи с этим вызывает у малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым содержанием, но и наличием повторяющихся сочетаний разных звуков, например, «Чики-чики-чикалочки….», «Украл котик клубочек». Повторение звуков предают тексту звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми.

Детскую активность вызывают потешки, составленные в диалогической форме, например:

– Ваня, Ванечка, куда ходил?

– В лесочек!

– Что видел?

– Пенечек!

– Под пенечком что?

– Грибок!

– Хвать, да в кузовок!

И так далее.

Русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, Сенечки и др., они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка-говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины», «Где был,Иванушка?» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

При слушании, у детей возникает желание самим включится в разговор.

Благодаря ритмичности, музыкальности некоторые потешки превратились в игры со словом, которые помогают работать над согласованием движения со словам и способствует развитию слухового внимания.

Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутники детства». Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающим мире, прежде всего о тех предметах, которые близку опыту людей, например: «Заинька».

В народном творчестве сказка, вероятно самое большое чудо. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею: добро и зло ведут постоянную борьбу. Каждый год проводиться «Неделя театра» со средней группы, где дети показывают свои знания, умения, интерес. Перевоплощаются в героев сказок.

Например: «Теремок», «Репка», «Уголек», «Гуси-лебеди», «Колобок»

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, например:

1 Стоит ствол, на стволе кол,

На колу дворец, во дворце певец. (Скворец)

2 Меня спроси, как я тружусь.

Вокруг оси своей кружусь. (Колесо)

Заклички – это обращения к явлениям природы (к солнцу, дождю и др.). Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Чтобы использовать простейшие заклички, например:

Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи,

Выйду на крылечко, дам огуречка.

Дам и хлеба каравай – сколько хочешь поливай!

Дождик, дождик, пуще! Дам тебе гущи,

Хлеба краюшку, щей черепушку,

Дам тебе ложку – кушай понемножку!

ребенок должен быстро оценить ситуацию (к каким явлениям природы ему нужно обратиться, снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

Считалка – это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру и прежде всего выбрать водящего

Кричалки – это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слове, например:

С. Маршак.

Мой веселый, звонкий мяч ты куда пустился вскачь,

Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал,

Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился и уже не возвратился,

Закатился в огород, докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота, добежал до поворота,

Там попал под колесо, лопнул, хлопнул, вот и все.

Также к фольклору относятся литературные стихотворения-шутки, например:

О. Григорьев, «Аким!»

Вдоль реки бежал Аким.

Был Аким совсем сухим.

Побежал он поперёк –

Весь до ниточки промок.

Скороговорки и частоговорки – это веселая и безобидная игра и быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз; стихи, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи, например:

На дворе растет трава, на траве стоят дрова,

Не руби дрова, на траве двора!

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенности его поведения, например:

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста

Сел задом наперед

И поехал в огород.

В огороде пусто, выросла капуста!

Детям очень нравятся перевертыши, шутки, прибаутки – это забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Перевертыш:

К. Чуковский, «Чудо-дерево»

Как у наших у ворот чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А чулки да башмаки, словно яблоки!

Мама по саду пойдёт, мама с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки. новые калошки.

Папа по саду пойдёт, папа с дерева сорвёт

Маше - гамаши, зинке - ботинки,

Нинке - чулки, а для Мурочки такие

Крохотные голубые вязаные башмачки

И с помпончиками! Вот какое дерево,

Чудесное дерево! Эй вы, ребятки,

Голые пятки, рваные сапожки,

Драные калошки. кому нужны сапоги,

К чудо-дереву беги! Лапти созрели,

Валенки поспели, что же вы зеваете,

Их не обрываете? Рвите их, убогие!

Рвите, босоногие! Не придётся вам опять

По морозу щеголять дырками-заплатками,

Голенькими пятками!

Прибаутка:

Д. Хармс, «Веселый старичок»

Жил на свете старичок маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух!

Бу-бу-бу да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!»

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

«Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо да гуль-гуль!

Ги-ги-ги да га-га-га,

Го-го-го да буль-буль!»

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

«Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Го-го-го да бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята. Ах, ах!»

На музыкальных занятиях дети познакомились и с движением русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др. После того как дети усвоили эти движения, я стала включать их в пляски «Кадриль», «Русский чай», «Приданниковская кадриль», «Сенечка», шуточный танец «Антошка» и другие.

Педагог, используя в своей работе малые фольклорные формы, сам должен уметь выразительно и грамматически правильно говорить, быть эмоциональным, уметь петь, танцевать, перевоплощаться в того или иного персонажа. Иногда с помощью выразительности голоса, мимики, жеста, удается добиться понимания детьми того или иного фольклорного произведения.

Следует обратить внимание педагогов на то, что при отборе фольклорного материала важно учитывать возрастные возможности детей.

Для младшего дошкольного возраста более доступны малые фольклорные формы : потешки, считалки, загадки, короткие сказки.

В среднем возрасте большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам.

В старшем возрасте – былинам, обрядовым песням, народным праздникам.

Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений.

-Уделяю большое внимание региональному фольклору. Ценность его состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции народов коми, культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма.

Ежегодно провожу такие мероприятия:

«Дерево дружбы», «Праздник севера», «С днем рождения, любимый город», «Коми край мой северный».

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Фольклор — средство развития личности ребенка» Консультация для родителей. «Фольклор – средство развития личности ребенка». С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается.

Консультация для воспитателей «Сенсорный опыт и речь ребенка» На протяжении всей истории человечества доказывает,что движение руки тесно связано с речью. Еще наши предки заметили, движение пальцев тесно.

Опыт работыОпыт работы " Опыт работы Тема: «Познаю мир через дидактические игры» Воспитателя Капаевой Татьяны Викторовны Ставропольский край, Красногвардейский.

Опыт работы воспитателя «Формирование культуры здорового образа жизни» Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено.

Опыт работы по теме «Формирование привычек здорового образа жизни» Актуальность. На современном этапе развития дошкольного образования актуальнейшей задачей является осмысление накопленного опыта сохранения.

Опыт работы по ЗОЖ «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Дошкольное образовательное учреждение детский.

Сообщение из опыта работы «Русский фольклор и экопластика» Природа – великий, могучий фактор народного воспитания. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве высшая гармония.

Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы)Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы) Театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия.

Тематический план работы с родителями «Колыбельные песни в жизни ребенка» (для младших дошкольников) ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ТЕМЕ: «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Формы работы.

Опыт работы «Формирование навыков коллективной работы в различных видах изобразительной и прикладной деятельности» Отчет Анализируя поступки детей в д\ саду и на улицах, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Фольклор в жизни ребенка»
Опубликовано: 18 января 2017 в 22:56
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Фольклор в жизни ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД