Галина Смирнова
Опыт работы по теме «Формирование привычек здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
На современном этапе развития дошкольного образования актуальнейшей задачей является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка эффективности этого опыта и модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности. В последние годы мы видим негативную тенденцию к ухудшению здоровья всех социально-демографических групп населения России, в том числе и дошкольников. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни являетсяособенно актуальной.
Публикация «Опыт работы по теме „Формирование привычек здорового образа жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В детстве я часто слышала от своей бабушки пословицу: «Береги платье с нови, а здоровье смолоду. Эта народная мудрость, действительно, права. Воспитывать у ребенка заботу о своем здоровье нужно начинать с самого раннего детства. Возможно ли это? При создании определенных условий-возможно. Задача сохранения здоровья детей-одна из самых важных задач, стоящих перед педагогами. Нужно так организовать жизненную среду в процессе воспитания и обучения, чтобы у ребёнка формировались привычки здорового образа жизни. В своей книге «Педагогика сердца» Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясните им, и они будут беречься». Объяснять одними лишь только словами- это очень мало. Нужно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту, в игре, так, чтобы ориентировать их интересы на здоровый образ жизни.
Основная цель моей работы-это создание у детей положительной мотивации к сохранению и укреплению здоровья, формирование у детей основ здорового образа жизни через использование организованных форм обучения. Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
2. Развивать у детей двигательную активность.
3. Вовлекать родителей в образовательный процесс в ДОУ, направленный на формирование основ здорового образа жизни.
Свою работу я условно поделила на пять разделов:
1. «Я». «Знай свой организм»- формирование представлений о строении тела человека.
2. «Физкульт-ура!» Формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.
3. «Наш день» - соблюдение режима дня. Формирование представлений о том, что полезно, а что вредно для организма.
4. «Опасность» «Соблюдай правила нельзя». Формирование основ безопасности.
5. «Мойдодыр» «Соблюдай правила гигиены».
Занятия познавательного характера включаю в раздел «Познавательное развитие» 1 раз в месяц. Детям было интересно на таких занятиях: «Наши верные помощники»(беседовали об органах осязания, слуха, зрения, «Непослуха в гостях у детей», «Непослуха и острые предметы», «Подарки Феи Чистоты». Многие дети плохо кушают черный хлеб. В старшей группе я провела занятие «Хлеб - всему голова». На этом занятии дети узнали, как полезен ржаной (черный хлеб, сколько в нем витаминов, нужных для детей, сами мололи муку ручной мельницей. Во время приёма пищи, чтобы дети хорошо ели, постоянно объясняю, что нужно есть для того, чтобы расти здоровыми и крепкими. Вместе с детьми мы выяснили, какие продукты полезные, а какие-нет. В нашем детском саду в меню детей ежедневно включены соки, молоко, кисломолочные продукты («Снежок», витаминный напиток из шиповника, чай с лимоном. А в осенне-зимний период для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включается лук и чеснок.
Свои занятия с детьми я провожу в разных формах. Например, в сюжетно-ролевой игре «Больница» дети знакомятся и закрепляют приё мы оказания первой медицинской помощи: как наложить повязку, как оказать помощь при порезе или ушибе.
Часто провожу с детьми словесные игры: «Скажи наоборот» (молодой-старый, здоровый-больной, горячий-холодный и т. д, «Полезно-вредно», «Опасно-не опасно», «Назови части тела».
Люблю вспоминать с детьми пословицы и поговорки о здоровье, например, «Береги нос в большой мороз», «В здоровом теле – здоровый дух», «Кто много лежит, у того и бок болит», «Здоровье не купишь», «Здоровье дороже богатства». Постоянно провожу с детьми пальчиковые игры, игры с массажными мячиками.
Часто провожу с детьми комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики, этому научилась на МОв детском саду «Родничок». Любят детишки после сна делать гимнастику, не вставая с кроваток. В нашем детском саду во всех спальнях есть картотеки гимнастики после сна. Использую наглядную агитацию: альбомы «Уроки Мойдодыра», «Полезно – вредно», «Мы дружим со спортом». В течение дня использую различные виды игр: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Подвижные игры помогают воспитывать активность, самостоятельность, снять напряжение. Они позволяют чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку детей в течение дня. Во всех группах нашего детского сада оформлены спортивные уголки, и дети, при желании, могут заняться спортивными упражнениями: бросать мяч или мешочки с песком в цель, крутить обруч, прыгать на скакалке.
Работу по воспитанию здорового образа жизни осуществляю в тесном контакте с родителями. С ними провожу беседы о важности здорового образа жизни, консультации, анкетирование. На родительском собрании определили тематику консультаций по ЗОЖ для родителей. В нашем детском саду давно уже стали традиционными спортивные праздники и развлечения, постоянно проводятся минутки здоровья на занятиях. Родители с детьми, сотрудники детского сада принимают участие в городских спортивных мероприятиях: «Сохраним своё сердце здоровым», «На фитнес - всей семьей», «Лыжня зовет» и других.
Работа по формированию привычек здорового образа жизни дает положительные результаты. Сравнительный анализ заболеваемости в группе показал, что пропуск по болезни одним ребенком заметно снизился.
Скоро наши дошколята шагнут в большой мир, где много опасностей. Считаю своей задачей, научить их не бояться трудностей, а уметь остерегаться и обходить их стороной. Приобщая детей к здоровому образу жизни, хочу привить им полезные умения и навыки, заложить у них основу нормальной жизни без вредных привычек.
Заключение.
Работая в детском саду и организуя занятия с детьми и различные виды деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько это важно и актуально. Самое главное - не допустить снижения имеющегося у ребенка уровня здоровья. Выполнить эту задачу можно лишь при наличии продуманной системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат. Использование нетрадиционных форм работы в детском саду, дополняет и совершенствует традиционные.
Данный опыт помог мне по новому взглянуть на проблему формирования здорового образа жизни. В дальнейшем работа по теме «Формирование привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» будет продолжена.
Литература.
1. Зимонина В. А «Воспитание ребенка-дошкольника. Расту здоровым» 2003г.
2. Теленчи В. А «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет» 1987г.
3. Калинина Т. В «Пальчиковые игры и упражнения» 2011г.
4. Алябьева Е. А «Психогимнастика в детском саду» 2003г.
5. Фомина А. И «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» 1984г.
6. Степаненкова Э. Я «Методика проведения подвижных игр» 2009г.
7. Вычкова С. С «Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста» 2002г.