Ольга Валерьевна Романенко
Опыт работы по реализации парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1: ОПЫТ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА : РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»
Подготовила: воспитатель О. В. Романенко
Высшая квалификационная категория
Слайд 2:«Развиваться, развиваться
и еще раз развиваться»
А. Г. Асмолов
Слайд 3: Актуальность и социальная значимость:
Публикация «Опыт работы по реализации парциальной образовательной программы „От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров“» размещена в разделах
Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерноконструкторским мышлением. Педагоги нашего детского сада понимают, что важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении.
Найти место в структуре образовательного процесса обучению основам изучения даров Фрёбеля, конструирования, робототехники, задача новая и сложная. Данная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО и не ограничивает детей в выборе профессии и не сузит общеобразовательную подготовку.
Слайд 4. Проблема
Будущие профессии :
-Дизайнер виртуальной среды (архитектурный дизайн, проектирование миров)
-Адвокат по робоэтике (владение основами робототехники)
-Аналитик данных «Интернета вещей»(знание инженерного дела, предпринимательство)
-Инженер по восстановлению окружающей среды
-Разработчик средств постоянного питания (инженерные навыки, энергетика)
-Инженерия промышленного производства
-Проектировщики шаблонов 3D (инженерные навыки и знания)
-Разработчики альтернативного транспорта
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации и подготовке
высококвалифицированных кадров. Поэтому необходим поиск новых форм
для развития инженерного мышления дошкольного возраста.
Слайд 5:
• На основании Приказа НИИДО «Воспитатели России» № 22 от 22.06.2021 «О присвоении ДОО статуса «инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ ДО «Воспитатели России» и приказа
• Управления образования № 414 от 27.07.2021 года «Об утверждении сетевой инновационной площадки по теме «Апробация и внедрение парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров»
• Наш детский сад «Радуга» с сентября 2021 года приступил к реализации парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров».
Слайд 6. На подготовительном этапе в реализации образовательной программы
«От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» :
1. Изучили парциальную образовательную программу «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров».
2. Заключили договор о сотрудничестве с «Национальным исследовательским институтом дошкольного образования «Воспитатели России»
Слайд 7:
3. Прошли курсы повышения квалификации в АНО ДПО «Институт образовательных технологий», в объеме 72 часа, по теме «Особенность реализации образовательной программы «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров», которые проводила соавтор данной программы Тимофеева Тамара Владимировна.
Слайд 8:
4. Провели анализ условий и предметно-пространственной среды групп детского сада,
5. Проведен мониторинг знаний воспитанников. Диагностика проводилась в начале учебного года. При проведении данной диагностики проводились игры, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры и т. д. Уровень сформированности каждого показателя отмечается от 1 до 3 баллов
По суммированию баллов определяется уровень индивидуального освоения программы
23-27 – высокий уровень
16 – 22 – средний уровень
0 -15 – низкий уровень
Слайд 9: Использовали диагностический инструментарий оценки результата освоения программы
Слайд 10:
Высокий уровень: 1 ребенок
Средний уровень:1 ребенок
Низкий уровень:17 детей
Слайд 11-16: На основном этапе реализации программы :
Наш детский сад закупил следующие оборудование:
Игровой набор «Дары Фребеля», LEGO конструкторы для девочек и мальчиков, конструктор Morphun (в переводе с английского - больше фантазии, конструктор «Фанкластик», Lego Education We Do 2.0, robo blok
Слайд 17: Для систематизации работы мы составили интегрированный комплексно-тематический план. В котором комплексно-тематическое планирование соприкасаясь с тематическим планированием по программе «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» ведет к общей теме недели.
Слайд 18: При формировании тематического планирование по программе используется классификатор технических наук, темы модифицированы относительно дошкольного возраста. Всего в программе 17 блоков, которые легко вписываются в традиционные темы любых образовательных программ дошкольного образования.
Машиноведение и машиностроение;
Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение;
Транспортное, горное и строительное машиностроение;
Авиационная и ракетно-космическая техника ;
Кораблестроение;
Электротехника;
Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы;
Радиотехника и связь;
Бытовые приборы;
Информатика, вычислительная техника и управление ;
Энергетика;
Технология продовольственных продуктов;
Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности ;
Процессы и машины агроинженерных систем ;
Технология машины и оборудование для лесозаготовок лесного хозяйства деревопереработки и химической переработки биомассы дерева;
Транспорт ;
Строительство и архитектура;
Слайд 19: Технология организации образовательной деятельности включает в себя следующие этапы:
1. Введение нового понятия или логическая взаимосвязь
На первом этапе мы определяем новые слова. Понятия понятные детям, которые «обживаются» не только на занятии, но и в течение дня. Готовыми слайдами пользуюсь зайдя посылке https://inott.ru/projects/ot-frebelya-do-robota22/tematicheskoe-planirovanie-/ (институт образовательных технологий -проекты – от Фребеля до робота-тематическое планирование)
Слайд 20:
2. Второй этап – проговариваем правила безопасности на занятиях.
Эти правила дети могут придумать сами, либо составить, либо вспомнить, проговаривая совместно их со взрослым. Какие-то из правил говорит сам педагог. Заносят правила в инженерную книгу введи схемы, рисунка или условных обозначений.
Слайд 21:
3. Схемы, карты, условные обозначения
Намечаем цель для создания той или иной модели или вещи. При этом используются разные формы представления ее ребенку:
• образцы продукта (в виде готовой вещи или ее графического изображения);
• частично заданные в самом материале элементы (незавершенные наброски, ориентирующие на определенный результат (завершение продукта-вещи разной степени готовности);
• графические схемы создаваемого продукта (чертежи, выкройки, эскизы);
• словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.
Слайд 22:
4. Стимулирование инициативы детей
(поддержка детских идей)
Обсуждаются с детьми идеи, связанные с их играми, задавая вопросы и вводя новую информацию для развития мышления детей.
Замечая, чем интересуются дети, показываем свою заинтересованность, не доминируя при этом в обсуждении, и даем детям возможность самим максимально раскрыть тему. Баланс взрослой и детской инициативы достигается за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, при которой обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса
Слайд 23:
5. Конструирование/ Экспериментальная деятельность
(+ стимулирование общения детей между собой)
Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Прежде всего, необходимо организовать
общее пространство для работы - большой рабочий стол (или несколько рабочих столов).
На каждом занятии выбираем расположение рядом с тем или иным ребенком, который требует большего внимания.
Организованное общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»)
Совместно обсуждаем замыслы, анализирует вместе образцы, комментирует шаги своей работы, способствует обмену мнениями и оценками
Слайд 24:
У каждого ребенка есть своя инженерная книга. В книге
дошкольники самостоятельно учатся определять замысел будущей
работы, фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию
моделей. В нее можно как занести схематическое изображение
хода конструктивно-модельной деятельности, так и зарисовать,
какие материалы были выбраны, какие инструменты понадобились.
Инженерная книга сохраняет творческие задумки детей.
Слайд 25:Обсуждение построек, оценка деятельности
(что хотели сделать - что получилось)
Наметив задачу для совместного выполнения, предлагаем возможные способы ее решения.
В самом процессе деятельности можно предложить свою идею или свой результат для детской критики. Необходимо проявляет заинтересованность, включаться во взаимную оценку и интерпретацию действий участников, усиливать интерес ребенка к работе сверстника, поощрять содержательное общение, обсуждать возникающие проблемы.
Особым образом строится и заключительный этап деятельности.
Прежде всего, его характеризует
«открытый конец» : каждый
ребенок работает в своем темпе
и решает сам, закончил он или
нет исследование, работу.
Слайд 26:
8. Обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря)
Основная характеристика дошкольного
возраста игровое отношение к миру.
Многое из того, что делают дошкольники в
свободной ситуации, является
воспроизведением, продолжением и
творческим развитием того, что они делали
вместе со взрослым на занятии.
Ребенок начинает сам для себя ставить - продуктивные цели (сделать именно то, что задумано, которые пока что в значительной мере связаны с сюжетной игрой и несут в себе элементы практического экспериментирования с материалами.
Поэтому после непосредственно образовательной деятельности обязательно планируется какая-нибудь игра с созданными моделями.
Слайд 27: Индивидуализация среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» используемые в настоящее время образовательные технологии.
Это помогает осознанию ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, способствует воспоминанию, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.
Во время или после образовательной деятельности фотографируются как детские объекты-модели, так и детскую деятельность по их созданию. Ребенок должен быть окружен своими фотографиями в деятельности как доказательствами своей состоятельности.
Слайд 28: 10. Размещение моделей и конструктивных материалов в предметно-пространственной среде группы
По мере завершения работы дети переходят к свободной деятельности
по собственному выбору.
Особое значение имеют способы мотивации детей на
предстоящую деятельность. К решению образовательных
задач используются четыре типа мотивации.
1. Мотивация личной заинтересованности ребенка («Хочешь сделать….сможешь поиграть»).
2. Мотивация общения со взрослым. (взрослый-партнер считается с его интересами, оказывает помощь.
3. Игровая мотивация. (постановка игровой задачи)
4. Мотивация в заинтересованности ребенка чему-то научиться («Хочешь, я научу тебя. ?»).
Слайды 29- 38: Наши проекты: «Роботы-помощники», «Инструменты-помощники», «Мельница», «Приборы измерения: часы», «Новогодняя елка», «Дом, в котором мы живем», «Транспорт», «Танк», «Космодром»
Слайд 39: Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Основная цель - сделать родителей активными участниками образовательной деятельности, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Вовлечение родителей в образовательную деятельность с использованием конструкторов и робототехники проводилась по трем направлениям:
1. Повышение педагогической культуры родителей;
2. Совместная работа по обмену опытом;
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОО
Формы взаимодействия с родителями :
1. Анкетирование: «Ребенок и робот», «Конструируем дома»,
2. Беседа и консультации «Готовность дошкольников к изучению
технических наук», «Роль конструирования в развитии детей
дошкольного возраста», «Как организовать домашний технопарк»,
«Как помочь ребенку стать инженером-конструктором».
3. Круглый стол «Дошкольник и технические устройства».
4. «Конструкторское бюро» - обмен опытом семейного конструирования.
5. Технические проекты: «Моя квартира», «Юные конструкторы», «Новогодняя елка», «Механизм часов»….
6. Памятка для родителей о том, как с ребенком организовать работу с конструктором.
7. Информационные стенды: «Ребенок и конструктор», «Роль родителей в приобщении ребенка к конструктивно-модельной деятельности», «Конструируем вместе», «Копилка полезных советов».
Слайд 40: 8. Мастер-класс «Конструируем вместе»
Слайд 41: 9. Статья в газете «Суздальская новь»
Слайд 42. 10. Информационно-просветительский: сайт детского сада
https://ds1-raduga.siteedu.ru/ , телеграмм «От Фрёбеля до робота», инстаграм https://www.instagram.com/p/CYBdb1hsoz9/?utm_medium=copy_link
11. Открытый просмотр образовательной
и других видов деятельности.
12. День «открытых дверей»
Слайд 43: 13. Выставка детских работ является конечным результатом конструктивно-модельной деятельности и реализацией проекта
Слайд 44: Итоговый мониторинг
Высокий уровень: 7 ребенок
Средний уровень:10 ребенок
Низкий уровень:2 детей
Слайд 45: Заключение
Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, он делает открытие для себя, а открывая новое для себя, ребенок одновременно
открывает взрослым новое о себе