Дшхуги Хурдаян
Опыт работы по развитию речи детей, через использование словесных дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по развитию речи детей, через использование словесных дидактических игр.
Доброе время суток, коллеги. Речевое развитие детей это одно из основных направлений работы воспитателя, которое ведется непрерывно в течение всего дня, как в организованной деятельности, так и в повседневном общении.
Публикация «Опыт работы по развитию речи детей, через использование словесных дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Словесные игры
- Темочки
Словесно дидактические игры, которые хочу вам порекомендовать для развития речи детей, я использую в своей работе уже давно. Все они просты, не требуют особой подготовки и оборудования. Некоторые из них («Обобщение», «Что может делать?», «Какой бывает?») можно использовать начиная со второй младшей группы. Сначала игра проводится индивидуально, затем, постепенно привлекая к ней других, включают всех. В старших группах дети самостоятельно организуют эти игры, соревнуясь друг с другом по количеству заработанных фишек.
Словесная дид игра «Обобщение» – позволяет пополнить активный и пассивный словарь существительных, освоить группировку по категориям (посуда, мебель, транспорт, профессии и т. д). В этой игре дети по очереди называют слова, относящиеся к одной группе. Вариаций и усложнение можно придумать много.
Игра «Что может делать?» позволяет ребенку развить активный словарь глаголов применительно к определенному существительному, не всегда одушевленному Воспитатель называет слово (существительное) к которому дети подбирают разнообразные глаголы. ( Например: дверь может открыться, закрыться, скрипеть, сломаться, захлопнуться, приоткрыться, выделяться, виднеться, выглядеть (старой / новой) и т. д).
Словесная дидактическая игра «Какой бывает?» развивает словарь прилагательных, применительно к определенным существительным. Ведущий называет слово, к которому дети подбирают прилагательные. ( Например: сумка бывает дорогой, потрепанной, красивой, чужой, испачканной, кожаной, новой /старой, легкой (или наоборот тяжелой, сшитой, купленной, блестящей, нарисованной, расшитой, украшенной, любимой и т. д) В группах старшего дошкольного возраста я обычно ставлю запрет на определения цветов и их оттенков (красный, синий, бирюзовый, желтый и т. д); и на прилагательные с частицей «не» (некрасивый, неяркий, несвежий и т. д), дополнительно стимулируя подбор детьми определений качеств объектов,редко используемых в речи.
Игра «Да – нет» учит детей правильно задавать различные наводящие вопросы для определения задуманного слова ведущего. Она для детей старшего дошкольного возраста, и кроме активации речи, способствует развитию мышления, логики детей. В этой игре ведущий загадывает предмет, а дети по очереди задают вопросы, пытаясь его определить. Воспитатель может ответить только «Да- нет». Дети часто задают односложные вопросы: «Это кукла?», «Это стол?» Поэтому организуя игру, я обычно поощряю «Хитрые вопросы» («Это игрушка?», «Он деревянный?», «У него есть ручка?) дополнительными баллами. Конечно выигрывает тот, у кого больше всего фишек /баллов.
Игра «Скажи наоборот» развивает словарь антонимов разных частей речи ( Например: существительные день – ночь; прилагательные длинный – короткий; глаголы ссориться – мириться; наречия рано – поздно).
Игра «Скажи по - другому» развивает словарь синонимов, учит подбирать устойчивые словосочетания ( например: лениться – бездельничать, лодырничать, сидеть сложа руки, бить баклуши).
Игра «Объяснялка» учит детей находить точное определение слову, позволяет вдумчиво подбирать, выстраивать объяснительную речь.