Марина Саевская
Опыт работы по организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий
Актуальность
Непрерывность реализации образовательного процесса, в том числе в системе дошкольного образования, является одним из условий предоставления качественного образования. Современная обстановка, режимом самоизоляции и невозможностью посещения детского сада, диктует внедрение дистанционных форм организации образовательной деятельности.
Публикация «Опыт работы по организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий» размещена в разделах
Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления. В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране и режима повышенной готовности, образовательный процесс учреждения был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса.
Цель: Создание условий для предоставления качественного дошкольного образования в условиях дистанционного взаимодействия между педагогами учреждения, воспитанниками и их родителями (законными представителями).
Задачи:
1. Выбрать методы и формы организации работы с детьми и родителями для внедрения дистанционных технологий.
2. Разработать и апробировать систему дистанционного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, учитывая календарно-тематическое планирование.
3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации дистанционного обучения, применения в работе с дошкольниками ИКТ.
4. Вовлечь в активное взаимодействие родителей воспитанников для реализации
дистанционных образовательных технологий.
Для реализации дистанционного обучения на сайте учреждения был создан раздел «Сидим дома с пользой». В начале раздела родителям были даны рекомендации по взаимодействию с педагогами. Так же, для каждой возрастной группы был создан свой подраздел и общий подраздел «Организация занятий по заданию логопеда»
Еженедельно педагоги групп, составляли планы работ в соответствии с календарно-тематическим планированием воспитательно-образовательной работы с активными ссылками на занятия, которые опубликовывались на сайт учреждения. Наша задача состояла в том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные и эффективные методы и приемы работы с детьми. Мы старались обеспечить родителей последовательными инструкциями, карточками, картинами, презентациями, мультфильмами, в соответствии с темами, в форме обучающих и развивающих занятий. Также сделали подборку различных игр, в которые дети могли поиграть со своими родителями или другими членами семьи.
8 слайд Активные ссылки занятий с учителем-логопедом, высылались в личные сообщения родителям, чьи дети посещают логопедический пункт.
Родители, в свою очередь, старались реализовать образовательные задачи, полученные от воспитателя, ежедневно высылая фото и видео отчеты по выполнению заданий, которые опубликовывались на сайте учреждения в подразделе каждой группы. А так же главной задачей для родителей было – соблюдение режима дня, приблизительно такого же, как в детском саду.
Для эффективной реализации процесса образовательной деятельности нашего учреждения с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения образовательной организации необходимо было разработать следующие локальные нормативные акты:
• положение об организации образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Положение разработано в соответствии с :
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Губернатора Московской области 02.04.2020 №171-ПГ «О внесении № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области»;
-Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26);
-уставом и иными локальными нормативными актами МБДОУ.
- рекомендации для родителей по организации дистанционного образования ребенка;
- методические рекомендации для педагогов по организации процесса взаимодействия и эффективной коммуникации с семьей ребенка, с самим ребенком в дистанционном формате. (все документы можно посмотреть на сайте учреждения в разделе «Сидим дома с пользой»)
В конце учебного года было проведено итоговое анкетирование родителей «Оценка качества применения дистанционных форм взаимодействия в ДОУ», в результате которого были сделаны выводы, что во время дистанционного образования трудностей не возникло у большинства родителей. Результаты анкетирования показывали, что такая форма взаимодействия педагогов и родителей оказалась востребованной и может применяться и в условиях классического режима работы ДОО. Опыт дистанционной работы позволил повысить профессиональный уровень большинства педагогов, наладить новые формы сотрудничества с семьями воспитанников.
Коллективом учреждения были выделены плюсы и минусы дистанционного обучения :
Преимущества дистанционного работы с детьми дошкольного возраста:
выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;
ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, планшета, телефона и доступа к интернету.
В дистанционном обучении детей дошкольного возраста есть и минусы:
в случае если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения им материала будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует самоорганизация, нет усидчивости. В моменты затруднений детям необходима помощь взрослого, т. е. отсутствует элемент самоконтроля.
отсутствие авторитета родителя, т. к. многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель.
не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет, а в телефоне нет полного набора функций.
отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе.
во время дистанционного образования приходится много времени проводить за компьютером, телефоном.
Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.