Елена Желудкова
Опыт работы ДОУ по формированию семейных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы ДОУ «Детский сад №9 «Боровичок» по формированию семейных ценностей
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей».
Публикация «Опыт работы ДОУ по формированию семейных ценностей» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, педагогический коллектив
МБДОУ «Детский сад № 9 «Боровичок» наметил следующие цели:
• повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка;
• привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.
Для реализации поставленных целей коллектив определил следующие задачи:
• Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
• Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
• Вызвать интерес у детей и родителей интерес к семье, ее истории;
• Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
• Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями педагогическим коллективом ДОУ ежегодно разрабатывается план взаимодействия, который включает в себя разные формы работы.
Активно используем в своей работе метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного.
Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
В рамках семейных художественно - творческих проектов были реализованы такие проекты, как:
• «Цветок семейного счастья»
• «Герб моей семьи»
• «Генеалогическое древо семьи»
• «Мой ребёнок с самых пелёнок»
• «Очень с папой мы похожи» и др.
Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, общение родителей и детей, создание условий для закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй. Работа над проектами подобного рода способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы и вместе радовались успехам.
Традиционны в ДОУ выставки семейного творчества :
• «Осенний колейдоскоп»;
• «Воспоминания о лете», «Чудеса с грядки»;
• «Новогодний переполох», «Зимняя фантазия»;
• «Моя мама – рукодельница»
• «Папа может всё что угодно…»
• «Вторая жизнь ненужных вещей»
• «Пасхальное чудо» и мн. др.
Родители вместе с детьми заранее готовятся к ним и, каждый год наш коллектив не перестаёт удивляться безграничной фантазии и творчеству наших семей.
На протяжении последних трёх лет стало традицией организовывать
мини – выставки семейных реликвий :
• «Игрушки детства моих родителей»;
• «Новогодние игрушки моей семьи. Прошлое и настоящее»;
• «Старинные часы».
Родители и дети с большим удовольствием и даже азартом принимают участие в подобных мероприятиях.
Популярна в нашем ДОУ такая форма работы, как составление семейных историй. Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архив, сама история, рассказанная ребёнком со слов родителей, ромашка имён («Как меня называют дома», генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребёнок рассказал о своей семье, своих родителях.
Семейные праздники – особые дни в жизни ребёнка, они несут заряд радости эмоциональный подъём, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с близкими людьми. Старались подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей – помочь ребёнку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол. Еще убедили родителей в том, что одним из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью – это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный вечер – это или общая игра, или ужин всей семьёй, или прогулка. Регулярно педагоги нашего детского сада дают родителям консультации и рекомендации по организации выходных дней и семейных праздников.
Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Предложили родителям ввести семейные традиции такие как : «Чтение перед сном», «Читаем всей семьей», «Чтение по очереди».
Ежегодно согласно плану в нашем ДОУ проводятся родительские собрания, в которых мы вместе с родителями обсуждаем вопросы семейного воспитания, говорим о значимости родителей и родственников в жизни ребёнка. Педагоги часто применяют на родительских встречах метод игровых ситуаций. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать комплекс своих воспитательных методов общения с ребёнком, обнаруживают стереотипы в своём поведении, что способствует освобождению от них.
Стало доброй традицией проводить родительские собрания в нетрадиционной форме («Семейная гостиная», «Круглый стол», «Поле семейных чудес», «Семейное Ток шоу», презентации «Мой дом – моя крепость» и др., в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон, узнают о семейных праздниках, традициях в других семьях.
Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.
Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Традиционны и любимы в нашем детском саду такие праздники - досуги как: «Сядем рядком, да поговорим ладком», «Нет роднее дружка, чем родная матушка», «Папа, мама и я - спортивная семья», «Малая олимпиада детского сада», «Весёлые старты», «Нам года не беда», «День матери». В октябре текущего учебного года впервые был организован праздник с участием родителей «Давай дружить, дорога!».
По окончании учебного года совместно с семьями воспитанников ежегодно мы организуем совместные походы и экскурсии. Посещали фабрику художественной керамики, конный клуб, краеведческий музей, памятник павшим героям и др.
Пользуются успехом у нас в ДОУ такие формы работы как создание фотоколлажей и фоторепортажей на семейные темы :
• «Мир детства – вся моя семья»
• «Отдыхаем с внуками»
• «Папа, мама и я – очень дружная семья»
• «Папа, мама я - здоровая семья!»
• «Самая дружная семья – моя!»
• «Как мы летом отдыхали»
• «Мы и море» и др.
Одна из традиций нашего детского сада весенние и осенние семейные экологические акции и трудовые десанты («Помоги пернатым», «Тепло наших окон», «Все цветы на свете – детям» и др., в которых родители и дети принимают активное участие. Воспитание бережного отношения к природе — важная часть в нравственном становлении личности ребенка, а подобные мероприятия способствуют сплочению семей, улучшают настроение, дают возможность уделять друг другу больше внимания.
По мнению родителей (его мы узнаём посредством анкетирования, ведём переписку в «Почте добрых советов», сохранение семейных ценностей, воспитание уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье.
Проведенная нами работа способствовала :
• Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияла на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников;
• Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения п к своим родным, близким;
• Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;
• Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях;
• Произошел обмен опытом семейного воспитания;
• Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, сострадания, любви к родным и близким.