Елена Радченко
Опыт работы «Праздничная казачья культура»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
В приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре большое место должны занимать народные праздники и традиции. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о обычаях и обрядах.
Сегодня я представлю вашему вниманию собственный опыт работы по проблеме «Праздничная казачья культура».
Публикация «Опыт работы „Праздничная казачья культура“» размещена в разделах
Почему я обратились именно к праздникам? Потому что народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают воспитанникам представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни народа. Они учат их бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.
Слайд 2
Актуальность темы моего опыта работы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений одна из серьезных проблем нашего времени.
В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России;
На современном этапе духовного возрождения России в соответствии с Указом Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Концепцией реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области (от 06.12.2012 № 1060) наше государство ставит одной из важнейших задач – воспитание гражданственности и патриотизма.
По моему мнению, эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, возрождения казачьих традиций.
Слайд 3
Именно отсюда вытекает одна из важнейших проблем: пробудить в ребенке нравственные чувства, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к праздничной культуре и быть эстетически развитой личностью. Для того чтобы праздничная культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры.
Слайд 4
И я предположила в своей работе, что в процессе формирования у дошкольников интереса к казачьей праздничной культуры будет протекать эффективно, если:
- В процессе ознакомления воспитанников с народной казачьей культурой, с традициями, праздниками буду опираться на доступный детям материал;
- Привлекать родителей к совместной работе;
Слайд 5,6
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, с которыми вы можете познакомиться на слайдах, решались следующие задачи:
- Формировать представления о разнообразии праздников, истории их происхождения, воспитывать положительное отношение к ним.
- Определить содержание традиций русского народа, доступных детям дошкольного возраста и средства достижения цели исследования.
- Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую погружение ребенка в социально-культурный опыт казачьего народа.
- Формировать художественные потребности и эстетический вкус через творческую деятельность детей.
- Описать и проверить на практике значение праздничных утренников.
Слайд 7
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоения общечеловеческих ценностей, формирования собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А. И. Арнольдова, Н. А. Бердяева, А. Н. Дмитриева, В. И. Добрынина, Н. М. Карамзина, Д. С. Лихачева, В. С. Соловьева.
В оценке роли казачьих праздников в воспитании особое значение сыграли работы ученых - просветителей В. В. Василькова, Ф. С. Гребенец, М. П. Карпинского, В. Я. Проппа, А. И. Ригельмана, И. П. Сахарова, П. И. Якушкина и др., которые раскрыли не только истоки отечественной празднично-обрядовой культуры, но и оценили их воспитательные возможности.
Так, культура казачьего праздника слагается из целого набора слагаемых: слов, обычаев, движений, костюмов, ритуалов и т. д. Все это является базой формирования духовности человека, которая сегодня значительно деформирована. Именно поэтому проблема возрождения педагогики казачества как утерянного пласта российской самобытности является актуальной.
Изучив интересный и познавательный материал по теме, я стала по-новому относиться к праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Работая по данной теме, у меня появилась возможность дать детям почувствовать себя частью великого народа, своей страны, научиться ценить прошлое и настоящее. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие.
Слайд 8
При организации своей деятельности я учитывала следующие педагогические принципы:
- природосообразности (организация деятельности, поддерживающей и укрепляющей здоровье воспитанников, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям развития);
- принцип научности (применение методов, адекватных наукам психоло-го-педагогического цикла, интеграция самобытной культуры и современных научных знаний, организация познавательной деятельности дошкольников, развивая способность наблюдать, анализировать, обобщать);
- культуросообразности (учет национальных ценностей и традиций, особенностей региональной культуры (донской, обеспечение единства национального и интернационального в воспитании, содействие продуктивной социализации дошкольников);
- личностно-ориентированный (признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на его положительные качества; создание ситуации успеха, защищенности и эмоциональной комфортности; учет социальных, национальных и религиозных особенностей воспитанников; создание условий для развития индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей воспитанников).
- принцип креативности (развитие и активизация интересов детей, творческих способностей, воображения, создание эмоционально-положительного фона познания).
- принцип дидактики (переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого дошкольника);
- принцип наглядности (использования наглядных средств, рационального сочетания слова и наглядности, показ презентаций, видеофильмов)
Слайд 9
Свою работу я построила поэтапно:
В первом этапе я определила для себя проблему исследования, выявила ее актуальность, разработала теоретико-методологические подходы, провела сбор и анализ материалов.
На втором этапе, в соответствии с поставленной целью и задачами, мною был разработан перспективный план. В его основу была положена реализация комплексно – тематического построения образовательного процесса с помощью народных праздников, развлечений. Перспективный план позволил мне объединить музыкальные виды деятельности детей, формы и методы работы. Были отобраны темы и содержание праздников, которые помогли мне выстроить годовой ритм работы. Это осенние, зимние, весенние праздники. В соответствии с планом составлены сценарии и проведены праздники, развлечения: «Покровская ярмарка», «Забавы для казачат», «Рождество», «Масленица», «Дон Батюшка», «Ай, да казачка».
На третьем этапе я обобщила свой опыт работы, представила на МО воспитателей ДОУ презентацию опыта работы использования праздничной казачьей культуры, а так же разместила материала по данной работе на сайте maaam/ru.
Слайд 10
При подготовке праздника, развлечения я продумывала тему, форму программы или сценария, подбирала литературно-музыкальный материал, уделяла внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению праздника. Подготовку к празднику начинала с того, что детям я рассказывала об особенностях каждого народного праздника, его традициях и обычаях; раскрывала его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом людей в прошлом и в настоящее время. В своей работе использовала различные виды деятельности, это и игры, просмотр фильмов, чтение художественной литературы (былины, сказки, знакомство с фольклором, беседы, ведь в основе каждого праздника лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея проходила через все содержание праздника, а раскрытию ее служили песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Слайд 11, 12,13
Важным элементом праздника являлся традиционный народный костюм, ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления. Костюм помогал ребёнку войти в образ, и действие во время праздника становилось полноценным.
Слайд 14, 15
Совместное участие в мероприятиях способствовало единению педагогов, родителей и детей, что сформировало положительное отношение к культуре своего народа и друг к другу.
Слайд 16, 17
Таким образом, ценность праздничной культуры определяется тем, что она воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер.
Слайд 18
За время проведенной мною работы:
- У детей сформировался интерес к казачьей праздничной культуре, к истории своего народа.
- Дети с удовольствием участвовали в праздниках, в инсценировках, проявляя песенное, игровое, танцевальное творчество, артистизм.
- Между детьми разных возрастных групп установились дружеские отношения через совместное участие в подготовке и проведении праздников.
- Раскрылся творческий потенциал у взрослых и детей.
Слайд 19
Народный праздник - это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда. Чтобы раскрыть проблему, я прочитала материалы данных авторов. Работу по приобщению детей к праздничной казачьей культуре я буду совершенствовать и продолжать.
Слайд 20
Спасибо за внимание!