Валентина Шаповаленко
Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Важность и своевременность вопроса обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения (далее ПДД) не подлежит сомнению. По удручающим данным статистики ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибают десятки детей в возрасте до 16 лет, сотни получают тяжелые травмы и увечья. Моральный, социальный и экономический ущерб от гибели детей не восполним. На возвращение к нормальной жизнедеятельности детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, ежегодно затрачиваются огромные суммы с оказанием медицинской и психологической помощи, использованием и применением дорогостоящих медикаментов и медицинского оборудования. Причиной этого является элементарное незнание Правил Дорожного Движения (далее ПДД, отсутствие культуры поведения на дороге, а самое главное, ответственности у взрослого населения и у детей за безопасное поведение на дороге.
Публикация «Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» размещена в разделах
Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Ориентация последних лет дошкольных образовательных учреждений на преподавание детям общих знаний правил дорожного движения является малопродуктивной. С одной стороны, загруженность детей мероприятиями по общеобразовательным программам в дошкольных учреждениях стремительно растёт и увеличивается, поэтому становится невозможным дать полный объём знаний ПДД и даже их основ в непосредственно-образовательной деятельности. С другой стороны, психологические и физиологические особенности детей дошкольного возраста в этом смысле ограниченны: понимание и усвоение правил дорожного движения на каждой возрастной ступени приходит с опытом. Однако особенности каждой ступени дошкольного детства позволяют ставить вопрос об обучении дошкольников ПДД определенными средствами познания, соответствующими возрасту.
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Поэтому педагогам детского сада наряду с поставленными целями и задачами воспитательно–образовательного процесса необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Актуальность опыта
Жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения несомненна. Участие детей в дорожно-транспортных происшествиях связано с невыполнением правил дорожного движения, отсутствием навыков безопасного поведения на дороге. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Актуальность избранной темы на современном этапе обусловлена:
- резким ростом автомобилизации;
- лидирующим местом травм детей, полученных в дорожно-транспортных происшествиях в общем списке детского травматизма;
- недостаточным вниманием к воспитанию дисциплинированности и высокой культуры поведения на дорогах;
- отсутствием единой системы обучения вопросам дорожной безопасности.
В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге. ПДД в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который воспитатели стараются донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта - формирование элементарных знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста и устойчивого интереса к ПДД в соответствии с возрастными закономерностями развития и учётом особенностей социальной среды.
Задачи:
1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице.
2. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
3. Формирование чётких представлений о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
4. Учить наблюдать и правильно оценивать простые дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.
Опыт предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД.
Длительность работы над опытом
Опыт проводился на базе дошкольных групп МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» на протяжении 3 лет в 3 этапа: 1 этап - подготовительный (2014-2015уч. г. - младшая группа); 2 этап - информационно-исследовательский (2015-2016 уч. г. – средняя группа); 3 - завершающий этап (2016-2017 уч. г. - старшая группа).
Диапазон опыта
Решение задач осуществляется через специально организованные мероприятия познавательного цикла : встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, разгадывание и составление кроссвордов (в старшем дошкольном возрасте); развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – соревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по ПДД, игры – драматизации и т. д.
Технология работы
Обучение проводится в соответствии с программными требованиями в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят.
Систематическая работа по обучению детей ПДД должна начинаться с младшей группы, Формирование знаний ПДД у детей дошкольного возраста происходит поэтапно :
1. Диагностика.
2. Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о ПДД.
3. Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению ПДД.
4. Формирование чувства ответственности – дети понимают и усваивают предъявляемые к ним требования.
5. Развитие чувства контроля и самоконтроля.
Определяя основное содержание и направление развития детей по безопасному поведению на улицах и дорогах был составлен проект "Улица полна неожиданностей" и разделен на три этапа:
1 этап - подготовительный:
Постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, и т. д.
На подготовительном этапе дети познакомились с литературными произведениями: С. Михалков «Бездельник светофор», «Дядя Степа - милиционер», Б. Житков «Светофор», О. Тарутин «Для чего нам светофор», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». Вместе обсуждали поведение героев, почему они так поступают и что надо всем знать, чтоб не случилось беды. Дети заинтересовались и захотели поближе познакомиться с правилами дорожного движения. На этом этапе была сформулирована проблема. Из-за чего герои художественных произведений попали в беду: недостаточное знание правил дорожного движения. Исходя из этого, появилась цель: обобщить и закрепить знания детей по правилам безопасности поведения на дорогах, создать макет улицы. Были намечены пути решения этой проблемы.
Реальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как он до него добирается.
Поведение ребенка формируется под воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьей в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту является первостепенным.
Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице постоянно объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании личным и общественным транспортом.
Для анализа знаний родителей по ПДД проводилось анкетирование, по результатам которого выяснилось, что у родителей недостаточно знаний по ПДД. (Приложение №1). Большинство из них сами зачастую не соблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Более того, родители не объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания безопасного поведения на улице. Заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Провести квалифицированную консультацию о правилах дорожного движения. (Приложение № 2).
Обязательным условием является создание необходимой предметно-развивающей среды, включающей: уголок правил дорожного движения; наглядно-иллюстративный материал, наглядно-дидактический материал по обучению детей ПДД, настольно-печатные игры, настольные и плоскостные макеты, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой, детская художественная и познавательная литература по тематике дорожного движения, конструкторы, альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными, «Мы играем в ПДД», консультации для родителей и др.
2 этап - информационно-исследовательский :
Содержание этапа включает в себя 5 блоков:
1. «Внимание, дорога!»
2. «Дорожные знаки»
3. «Наш друг Светофор»
4. «Транспорт»
5. «ПДД должны мы знать обязательно на «пять»!»
Каждый блок включает в себя допустимый для усвоения детьми объём информации, которая в свою очередь в зависимости от сложности материала разбита на количество мероприятий.
Так, в блоке «Внимание, дорога!» дети знакомятся с понятиями «улица», «дорога», «водитель», «пешеход», «перекрёсток». Закрепляют и расширяют знания о правилах поведения в определённых местах, находят выход из различных разыгрываемых ситуаций, формируя навыки свободного ориентирования в пределах ближайшего окружения.
В блоке «Дорожные знаки» детям предлагается совершить путешествие в сказочную страну и узнать, что же представляют собой дорожные знаки, как они выглядят и зачем нужны.
Название следующего блока говорит само за себя «Наш друг – светофор!» Изучив его, юные пешеходы узнают не только, сколько сигналов у светофора и что означает каждый из них, но и смогут (в старшем дошкольном возрасте) «окунуться в его прошлое».
Блок «Транспорт» включает в себя информацию о видах транспорта и правилах поведения в них, особое внимание уделяется специальному транспорту, а в старшем возрасте дети знакомятся с историей транспорта.
3 - завершающий этап. «Правила дорожного движения» содержит информацию о правилах поведения на улице, дороге, в транспорте, на перекрёстке. В заключение несколько мероприятий отводится закреплению пройденного материала «Это должен каждый знать обязательно на «пять»!»
Мероприятия проводятся в соответствии с перспективным планом работы, в игровой форме. В процессе игровой деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание. Основным механизмом формирования прочных знаний на мероприятиях являются повторение и выполнение различных упражнений.
Знания закрепляются прочтением и анализом произведений художественной литературы, разучиванием понравившихся стихотворений, разгадыванием загадок о машинах, дорожных знаках, решением кроссвордов (в старшем дошкольном возрасте, а также в играх, развлечениях, соревнованиях и т. п. (Приложение № 3).
Содержание мероприятий включало в себя следующие виды детской деятельности: сюрпризный момент или проблемная ситуация, дидактические игры, загадки, стихи, пословицы и поговорки, художественное слово, физминутки, словесные игры, работа на макетах (объёмных, плоскостных, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Были проведены непосредственно-образовательные деятельности по конструированию, по ИЗО «Моя улица», по ознакомлению с окружающим «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается», по аппликации «Светофор». Также были проведены беседы: «Правила дорожного движения», «Машины на нашей улице», разучивали много стихов и песен о дорожных знаках обыгрывали разные ситуации.
К концу периода обучения дети должны:
* знать и называть части улицы;
* знать, где можно переходить проезжую часть дороги;
* знать, какие бывают светофоры, называть все сигналы светофора, рассказывать об их значении;
* знать дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Дорожные работы», «Въезд запрещён», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пункт питания», «Место стоянки»;
* узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;
* знать ПДД на улице, дороге, перекрёстке, в общественном транспорте;
* иметь представление о работе регулировщика и его функциях;
* уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе.
Итогом работы данного этапа стало проведение конкурсов среди детей с привлечением родителей, организация выставок, макетов, рисунков, поделок по ПДД и др.
Программа поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений пройти вместе с детьми цикл мероприятий по правилам дорожного движения, усвоить правила, которые впоследствии станут нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Результативность
Работа велась систематически как с группой детей, так и с подгруппами, учитывая индивидуальные особенности детей конкретной группы. Во 2- младшей группе дети не имеют никаких представлений о ПДД, поэтому диагностика не проводилась. А после года обучения, в средней группе проводилась диагностика детей в начале и конце учебного года. Если в начале года у детей были недостаточные знания ПДД, то после года обучения в средней группе Средний уровень знаний повысился на 25,1%