Инга Кудинова
Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОАРМЕЙСКИЙ РАЙОН
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ВИДА № 32»
353800, ст. Полтавская пер. Л. Толстого 6, тел/ факс: (861)65—3-13-47
Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Автор опыта : КУДИНОВА ИНГА ЕГОРОВНА
Воспитатель МБДОУ № 32
ст. Полтавская 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Публикация «Опыт работы „Здоровьесберегающие технологии в детском саду“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
1. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ…2
2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА РАБОТЫ…. 3
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА РАБОТЫ…. 5
4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. …6
5. ПРИЛОЖЕНИЯ….7
6. ФОТОМАТЕРИАЛЫ…19
Краткая информация об опыте
Можно ли купить здоровье? Почему мой ребёнок постоянно болеет, а вот соседский никогда не болеет? Такие вопросы очень часто задают молодые родители своим воспитателям, когда их дети начинают посещать дошкольную образовательную организацию. Особенно в период адаптации, когда родители замечают, что до поступления в детский сад их ребенок вообще не болел. Попытаемся разобраться. Ведь, по сути дела, дети рождаются уже с определёнными задатками в организме, в том числе и с иммунной системой. Раньше часто звучала фраза «ну что поделать, такой уж он у нас уродился». В сегодняшней жизни эта фраза изменилась и стала звучать ещё более чаще «плохой иммунитет», «будем лечиться». Часто обвиняют в этом детский сад, врачей, воспитателей, кого угодно, только никто из родителей по серьезному не задумывался «Отчего же зависит здоровье ребёнка?». Когда я впервые переступила порог детского сада в качестве уже дипломированного дошкольного работника, я увидела маленьких дошколят. Кто то совсем маленький, а кто то уже почти школьник. Буквально в первые минуты у меня созрела идея применить в своей работе здоровьесберегающие технологии.
В дошкольной организации дети проводят в среднем 8-10 часов. Педагоги стремятся принимать самые необходимые меры для улучшения здоровья, но все же оно далеко от идеала. Естественные факторы подавления патогенной воздушной микрофлоры в детских садах или отсутствует вообще, или ограничены, что ускоряет увеличение микроорганизмов в воздухе, особенно в присутствии такого большого количества детей.
Проведенные исследования показывают, что при систематическом применении в работе с дошкольниками различных комплексов утренней гимнастики, охватывающих максимальное количество групп мышц детского организма, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, оздоровительные прогулки на свежем воздухе. Все эти мероприятия основываются на программных задачах основной образовательной программы дошкольного образования.
Поводом для начала данной работы предшествовало определение исходных показателей состояния здоровья детей и их психического развития. Оценка физического развития ребенка включает в себя скрининг - программу, куда входит заполнение анкет родителями с акцентом, на что чаще всего жалуется ребенок.
Особенность работы нашего дошкольного учреждения заключается в том, чтобы к моменту выпуска ребёнка в школу, изменилась группа здоровья из Д-III и Д-II в Д-I. В этом вопросе очень важен момент тесного сотрудничества семьи и благополучной интеграции для дальнейшего обучения в школе.
Для решения этой задачи мной, Кудиновой Ингой Егоровной, был собран и апробирован опыт работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста в условиях ФГОС». Свою работу начала с анализа заболеваемости детей в группе с целью выявления преобладающих патологий в здоровье. Проведя первичную диагностику, мною было обнаружено, что у детей с небольшими нарушениями в здоровье, слабо развитой мелкой моторикой, имеются нарушения в речи, неуверенность в себе, низкая самооценка, а также частая заболеваемость Далее возник вопрос. а как дома поставлен вопрос о здоровьесбережения? Мною было опрошено 48 родителей с целью выявления знаний в чем заключается здоровый образ жизни и как в свободное время они проводят свой семейный досуг вместе с ребенком. Оказалось, что 60% родителей знают что понимается под здоровым образом жизни, но на практике эти знания в большинстве случаев не применяются. Это и загруженность работой, недостаток знаний, а также просто об отсутствии информированности об этом. Моя работа направлена на знакомство ребят с миром здоровье сберегающих технологий. Это сложное слово не понятно для дошкольников, но когда я начала обучать детей пальчиковым играм, сазкатерапии, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, то ребятам очень понравилось. Тем более, что каждый раз мы совместно придумывали упражнения по известным сказкам. Создавали комплексы самых любимых,записывали совместно в картотеку. В целях повышения личной заинтересованности детей в выполнении упражнений и эмоциональной окраски данной работы наряду с традиционными используем следующие приемы: большинству упражнений даем интересные названия (Комочек, Пчелка, Жучки); привлекаем детей к придумыванию названий для вновь вводимых упражнений. Мною был проведен мастер-класс по организации двигательно- оздоровительных моментов на физкультурных занятиях, куда были включены динамические паузы, мимические разминки, упражнения на развитие мелких мышц руки, снятие напряжения и усталости, игровые зарядки для коррекции эмоциональной сферы.
В целях повышения двигательной активности на прогулке мною были выделены следующие моменты: создание условий для самостоятельной двигательной активности; её насыщение интересным содержанием. Для этой цели широко использую индивидуальные карточки, схемы, игровые ситуации. Стали традиционными прогулки в природу (в поле, к реке) и мини- походы. Разработано содержание 3-х маршрутов: «Таинственный курган», «Школьный парк», «Царство леса (лесхоз)».
Важным моментом в повышении двигательной активности и укрепления здоровья является утренняя гимнастика. Среди других физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня уделяется переходу от сна к бодрствованию. Что играет важную роль в суточном биологическом ритме человека. Ребенок прибывает в дошкольное учреждение с утра. Организм ребёнка после
Отдельно следует выделить раздел по работе с родителями. Это необходимо для обеспечения системы в коррекционной работе и понимания ими важности проводимой оздоровительной работы вообще. Наиболее интересными формами стали конкурсы видеоматериалов на тему «Самый интересный выходной», фотовыставка «Мой физкультурный уголок дома», «оформление стен газет- ЗОЖ». Подобные формы работы активизировали родителей и сделали их нашими первыми помощниками. Ведь зачастую, дети находясь дома, никогда не делают утреннюю зарядку, гимнастику после сна и другие здоровьесберегающие технологии. Позиция большинства родителей – воспитывать ребёнка должны общественные институты сначала детский сад, потом школа, потом высшие заведения. Но кто как не мы взрослые позаботимся о будущем здоровье подрастающего поколения. Охрана здоровья подрастающего поколения является важ-нейшей государственной задачей, так как фундамент здоровья населения закладывается в детском возрасте. Здоровье ребенка - главная проблема ближайшего отдаленного будущего нашей страны. А мне, как гражданину нашей страны, педагогу дошкольнику, следует считать эту задачу чрезвычайной важности. Добиваться того, чтобы каждый мой воспитанник вырос здоровым и крепким человеком. Тем более что наша дошкольная организация работает в тесном сотрудничестве со школой и для меня очень важно подготовить детей к успешному обучению в ней. Обязательно воспитать ребенка активного, думающего, способного к любому делу, а в этом особая важность в здоровье не только в физическом, но и психическом. Формирование у них привычки к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности, как приоритетное направление развития системы дошкольного образования.
В результате проведённой работы мы получили следующие результаты
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волосникова Т. В. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и родителей по оздоровлению детей // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - Т. 71. - № 1. - С. 31-35.
2. Глущенко О. Н. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 2. - С. 52.
3. Епифанов В. А. Выпрями спинку : советы семьи академиков Епифановых. – М. : Эксмо, 2011. - 156 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2326710-КХ
4. Зайденварг Г. Положительный баланс // Счастливые родители. - 2011. - N 12. - С. 68-72.
5. Кириллова Ю. А. Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми от 3 до 7 лет // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 2. - С. 4-8.
6. Коняева Л. Будь здоров, малыш! : валеологическая газета - одна из форм сотрудничества ДОУ с семьей // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 11. - С. 16-21.
7. Малеина М. Н. Обязанность родителей заботиться о здоровье своих детей и отказ родителей от медицинского вмешательства в отношении своих детей в возрасте до 15 лет // Медицинское право. - 2011. - N 3 (37)