Ирина Макарова
Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в МКОУ СОШ №11 (д/с №27) п. Оус
В нашем детском саду здоровьесбережению уделяется много внимания. Стараемся соответствовать правилу: здоров – значит счастлив, счастлив ты – счастлива твоя семья. Работа по здоровьесбережению ведется в нескольких направлениях:
Публикация «Опыт работы „Здоровьесберегающие технологии в детском саду“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
1. Медико-профилактические технологии выражены в мониторинге здоровья дошкольников, организации профилактических мероприятий (н-р прививки, организации рационального питания, соответствие режиму дня, обеспечение требований СаНПиНа.
2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. К тому же прогулка является одной из самых действенных закаливающих процедур.
Во время прогулки стараемся чередовать различные виды деятельности: вначале прогулки наблюдения, труд, самостоятельные игры, в конце подвижные игры. Для большего разнообразия подв. игр совместно с родителями построили снежную горку на участке. Дети с удовольствием катаются на ней.
В феврале проводили «Лыжню России». Дети с огромным удовольствием катались на лыжах.
- Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут. Чтобы увлечь детей гимнастика проводится под музыкальное сопровождение и с помощью игровых комплексов. Например: сегодня мы лошадки, поскакали на лужайку, в следующий раз мишки. Наряду с физической нагрузкой дети получают и положительные эмоции.
-во избежание утомляемости детей во время занятий проводятся динамические паузы (физкультминутки);
-большое значение отводится подвижным и спортивным играм. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Подвижные игры используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения;
- проводятся спортивные развлечения и праздники. Сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на этих мероприятиях. Например, последние из проведенных физкультурных мероприятий – это «Встреча с зайкой» в младшей группе, «Физкульт-привет» в старшей группе (дети поделились на две команды и соревновались. На слайде запечатлен последний из конкурсов «Кто быстрее надует шарик». Итог соревнования – победила дружба. Дети получили в подарок шарики, которые были надуты и ушли очень довольные.
- проводим релаксацию, например, под звуки природы (шум дождя, звуки леса, пение птиц);
-гимнастика пальчиковая проводится в любое удобное время;
-Так как от правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, используем гимнастику дыхательную, обычно проводится на занятиях физкультурой, после бега, с помощью упражнений (например надуй шарик, сдуй с ладони снежинку, подуй на одуванчик и др.). От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность
-гимнастика пробуждения. Используем дорожку с пуговицами, массажный коврик. Дети занимаются босиком, это способствует формированию стопы и укреплению организма детей.
-гимнастика ортопедическая (катание гимнастической палки стопами, хождение по палке или обручу носками, пятки на полу или пятками, носки на полу)
3. Технологии обучения здоровому образу жизни
Все возрастные группы -физкультурные занятия. 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой. Перед занятиями физкультурный зал проветривается, делается влажная уборка.
В ДОУ оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а также пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий.
Одно из таких нестандартных физкультурных пособий «Мышки» привязанные на ленты к палочкам с гранями (карандаши).Мышки связаны из пряжи. Играют в «У кого быстрее мышка прибежит» Начинают по команде наматывать ленточку с привязанной мышкой на карандаш. Выигрывает тот у кого мышка «прибежала» быстрее.
Атласные ленты и карандаши использованы и для изготовления другого пособия – крутилки. На концы ленты закреплены карандаши. Посередине завязан бант. Дети по сигналу начинают накручивать свой конец ленты на карандаш – кто быстрее доберется до середины.
Еще одно пособие – ленточки привязанный к кольцам. Дети с удовольствием играют в «ловишки с ленточками», также используем это пособие для проведения упражнений с предметами и на утренниках.
Из пластиковых бутылок и капсул от киндер сюрпризов сделано пособие для игры «Бильбоке».
Так же капсулы используются для проведения игры аттракциона «Кто быстрее соберет». На полу в обруче рассыпаны капсулы от киндер сюрпризов или крышки от пластиковых бутылок. Дети по сигналу собирают их в ведерко – Кто быстрее.
- привитие норм здоровья (например мытье рук перед едой, после прогулки, после посещения туалета);
- обучение правилам приема пищи (учим держать ложку правильно, кушать не спеша, тщательно пережевывая пищу);
4. Работа с родителями.
В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения
Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик"
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др.
В раздевалке оформлен уголок здоровья, где размещаем консультации для родителей, устанавливаем папки – передвижки.
Темы для консультаций:
1. Здоровый образ жизни в семье
2. Как одевать ребенка на прогулку
3. Оздоравливаем ребенка дома
4. Лечебная гимнастика
5. Влияние природных факторов на закаливание
6. и т. д.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.