Ирина Ивакина
Здоровьесберегающие технологии в детском саду в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в детском саду в условиях ФГОС.
Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение, укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей.
Здоровьесберегающие технологии физического воспитания в детском саду должны использовать все ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих приумножение здоровья детей. К таким условиям и факторам я отношу стимулируемое развитие двигательных качеств, особенно выносливости, развитие внимания и координационных способностей, воспитание навыков чередования режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления, формирование коммуникативных навыков, обеспечивающих возможность интеграции в разные социальные группы и толерантность в общении с другими людьми.
В нашем детском саду семь групп с детьми с ТНР и три оздоравливающие группы.
Для детей с нарушениями речи, и ОВЗ - укрепление состояния здоровья, развитие и нормализация движений составляют единый и неразрывный процесс.
Перед физическим воспитанием детей с ОВЗ стоят те же задачи что перед физическим воспитанием здоровых детей. При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье ребенка, но и корригировать имеющиеся у него нарушения моторики что, несомненно, будет способствовать развитию полноценной личности, которая сможет активно включаться в социальную жизнь.
Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания обучения и коррекционной работы система физического воспитания ребенка с ОВЗ предполагает правильное рациональное питание, четко организованный режим, закаливание организма, прогулки, индивидуальная работа, что создает благоприятные условия для развития и коррекции движений и сохранения и укрепление здоровья ребенка.
Важной задачей физического воспитания детей с ОВЗ является укрепление их общего здоровья развитие и нормализация мелкой и общей моторики, дыхательной системы.
Основной базой для охраны и укрепления психофизического здоровья детский сад, где ребенок проводит все дневное время и где создаются наиболее благоприятные условия для проведения лечебно-профилактических мероприятий в привычной для детей обстановке.
В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание является ведущим фактором в сохранении здоровья полноценном физическом и психическом развитии ребенка.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в нашем ДОУ созданы следующие условия :
-спортивный зал полностью оснащен спортивным инвентарем;
-имеется спортплощадка со спортивным оборудованием;
-есть музыкальный зал
-существует медицинский кабинет, где имеется
физиоаппаратура, аппарат для кислородных коктейлей, два раза в год дети кушают биоморженое пробиотического действия (по желанию родителей);
в своей работе я использую различные виды занятий, среди которых преобладают:
-занятия по традиционной схеме:
Вводно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры малой подвижности, релаксации.
-сюжетно - игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
-занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
-занятия тренировки основных видов движений;
-провожу диагностику детей (три раза в год)
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ во многом зависит от взаимодействия руководителя физического воспитания с логопедами, воспитателями, медицинским персоналом, музыкальным руководителем, психологом. Мы предварительно составляем план совместной деятельности, включающий в себя консультации для воспитателей, родителей, выступления на педагогических советах и медик-педагогических совещаниях.
Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Поэтому насколько грамотно поставлена работа педагогов по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Основными из них являются:
-подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
-оборудование физкультурного уголка;
-организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
-оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинских работников, являются:
1 Физическое состояние детей, посещающих ДОУ.
2Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
3 Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности.
4 Профилактика заболеваний.
5 Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
Для оздоровления детей я создаю все условия как на занятиях по физической культуре так и в свободной деятельности.
поводя физкультурные занятия, я решаю следующие задачи:
-укрепление здоровья ребенка;
-поддержка бодрого и жизнерадостного настроения;
-потребность в ежедневных физических упражнениях;
-становление координации общих движений;
-развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
-формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
-развитие физиологического и речевого дыхания;
-коррекция нарушений стопы и осанки;
-активизация речевых процессов через развитие мелкой моторики
-профилактика негативных эмоций и срывов.
А сейчас мне хотелось бы представить вам некоторые приемы, используемые мною на занятиях, в индивидуальной работе и в свободной деятельности для оздоровления детей :
1. Закаливание (Полоскание горла 1,5% раствором морской соли, ходьба по дорожкам «здоровья», по солевой дорожке и тд).
2. Самомассаж – лица, головы, шеи, рук, ног, грудной клетки, ступней ног (моем трубочиста, мылим шею, погладили –похлопали, паровозик, цыплята и тд).
3. Упражнения на дыхание (вдох и выдох через правую ноздрю, тоже через левую, вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа, надуй шарик, понюхай цветок, дровосек, на санках с горки, гуси шипят, полет шмеля, зевота, детский смех, самовар и тд)
4. Упражнения для формирования и коррекции осанки (гордая походка, балерина, птица перед взлетом и тд).
5. Упражнения для профилактики плоскостопия (ходьба на носах, пятках, по-медвежьи, массаж стопы, обезьянки, ножки как ручки и тд).
6. Психогимнастика (вхождение в контрастные образы, холодно-жарко, руки любви, имитация перехода от одних внутренних состояний (настроений) к другим).
7. Спортивные прогулки с использованием элементов скандинавской ходьбы, на санках, на лыжах.
8. Походы в сосновый бор в выходные дни (находящийся рядом с детским садом).
Все эти упражнения я провожу, начиная от простого к сложному на прогулках, занятиях и в свободное время.