Ирина Матвеева
Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и семьёй является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже с детства.
Главной задачей является постоянная забота об укреплении здоровья детей так же его сохранность как физического так и психического. Детский сад и семья должны создать такие условия чтоб:
-обучать детей конкретным приемам, укрепляющим их здоровье, в которых самым важным является деятельность по физическому воспитанию;
Публикация «Опыт работы „Здоровьесберегающие технологии в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
-создать благополучный психологический климат, обстановку доброжелательности и доверия между детьми, сотрудниками и родителями;
Основными формами формирования представлений о Здоровом Образе Жизни являются: утренняя гимнастика, занятия, гимнастика после сна, досуги, сюжетно- ролевые игры, спортивные соревнования, праздники.
В первую половину дня проводится утренняя гимнастика с целью пробудить и взбодрить организм зарядить детей энергией.
На занятиях по художественной литературе и развитию речи идёт формирование представлений детей о человеке, его организме и здоровье, зависимости здоровья человека от образа жизни, о безопасном поведении в быту и природе. Знакомим детей с элементарными знаниями о внешнем строении человека, внутренних органах, с основами оказания первой помощи. При знакомстве с организмом человека, стараемся подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем здоровье. С детьми проводим такие беседы, как : «Если хочешь быть здоров», «Наши верные друзья», «Чистота – залог здоровья» и другие.
Во время проведения занятий систематично проводим динамические паузы или физкультминутки. При проведении физминуток выполняем с детьми элементы дыхательной гимнастики, упражнения для пальцев рук и глаз. Например: «Черепашонок», «Дует дует ветерок», «Лисонька» и др которые проводятся в стихотворной форме.
В совместной деятельности с детьми закрепляем знания о здоровье через проведение занятий по лепке, аппликации, рисованию. Например нарисовать полезные продукты «Овощи и фрукты», «Предметы гигиены», «Зимняя прогулка», «На зарядку становись!» и т. д.
Гимнастика после дневного сна помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. С целью создания интереса у детей, проводим гимнастику с использованием стихов, музыкотерапии, игровых сюжетов таких как : «Путешествие в лес», «Солнышко проснулось», «Забавные котята» также проводятся закаливающие процедуры : босохождение ходьба по дорожке здоровья, массажным коврикам на которых можно походить и потопать, потоптаться на месте, перепрыгнуть через него.
В течение дня поддерживаем двигательную активность с детьми используя различные виды игр: подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, а также игры с элементами массажа. Подвижные игры помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. Они позволяют оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку детей в течение дня.
Во второй половине дня часто играем с детьми в игры : «Что такое хорошо что такое плохо», «Азбука здоровья», «Где живут витамины» и т. д. с их помощью мы закрепляем с детьми правила гигиены, которые помогают сохранить зубы, уши, глаза здоровыми, обсуждаем поступки детей, выясняем причины болезни, приводим примеры из собственной жизни, где дети приобретают знания о здоровом образе жизни.
Организуя такие сюжетно-ролевые игры, как «Айболит», «Аптека», «Мы спортсмены», и т. д. Формируем у детей знания по сохранению и укреплению здоровья Воспитанникам очень нравятся игры драматизации, инсценировки где мы отрабатываем мимические и пантомимические движения, детям нравится подражать любимым героям и эмоционально входить в роль.
Такие игры как «Корабль и ветер», «Бабочка», «Гроза», «Муравей» помогают снять напряжение с мышц лица, рук, ног, туловища развивают эмоциональную сферу ребенка.
На прогулках мы проводим подвижные, спортивные и хороводные игры, игры малой подвижности, где дети упражняются в меткости, беге, ловкости, прыжках, лазании.
Для привлечения детей к физкультуре и спорту организуем досуги, совместные праздники «здоровья», театрализованные постановки. Это способствует эмоциональному восприятию детьми сведений о Здоровом Образе Жизни.
Широко применяется Сказкотерапия, для дошкольников это интересный и доступный метод психологической работы. Таким образом, можно говорить с ребенком на его языке и, кроме того, учить его жизни, выявлять определенные трудности, бороться с ними. Сказка учит детей, как поступать в той или иной ситуации, правилам личной гигиены.
Дети с удовольствием слушают и обсуждают сказки «Мой додыр», «Простуда и здоровье», «Сколько дел перед сном»,
Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью, и правильному образу жизни.
Дети с интересом разучивают стихотворения прибаутки, считалки, речевки, знакомятся с пословицами и поговорками. и т. д.
Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми, является совместная работа с семьей и решении вопросов по укреплению здоровья.
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери, как образца для подражания, а так же родительское слово, как метод педагогического воздействия.