Александра Самойлик
Опыт работы на тему роль занимательного математического материала в обучении детей счёту
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста с давних лет интересовала выдающихся педагогов и психологов. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
Публикация «Опыт работы на тему роль занимательного математического материала в обучении детей счёту» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.
Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. Потребность в общении, в элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
На занятиях по математике занимательный материал (или игра, или загадка, или персонажи сказок, или другой материал) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание.
Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребё нка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость.
Основной опыта работы являются поиск методов и средств формирования представлений о числе и счёте у старших дошкольников.
Проблема – как может быть использован занимательный математический материал с формированием у дошкольников математических представлений о числе и счёте.
В соответствии с проблемой и поставлены следующие задачи:
1. Изучить и обобщить исследования педагогов и психологов, связанные с формированием у дошкольников математических представлений.
2. Разработать перспективное планирование занятий и развлечений, цикл консультаций с родителями, праздники, досуги, развлечения; составление перечня дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.
Начиная работу с детьми, я провела диагностику. Уровень усвоения детьми знаний по формированию элементарных математических представлений был низким 28, 8%. Первые шаги показали, как необходим занимательный математический материал для дошкольников и как велик интерес детей к этому материалу.
1. В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.
Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты,
кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
2. Затем мною была разработана система занятий, в процессе которых решались основные задачи:
Развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;
Закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;
Обучение решению арифметических задач, действий над числами;
Развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;
Развитие логического мышления;
Ознакомление с алгоритмами, кодированием информации;
Формирование основных логических операций.
Для построения и реализации системы занятий были определены следующие факторы:
Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;
Системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;
Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.
Чтобы решить эти поставленные задачи я работала в 3-х направлениях :
1. Работа с воспитателями.
На педагогических советах я выступала с консультациями на темы:
• «Нетрадиционные формы обучения детей математике»;
• «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»;
• «Как научить детей играть в математические игры»;
• «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении детей математике».
В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.
2. Работа с родителями.
В группе я проводила совместные собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.
Темы консультаций:
• «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».
• «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»
• «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей»
• «Учим детей логически мыслить»
Родители видели, чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали свое активное участие в консультациях-практикумах, в работе семейного клуба «Играем, развиваемся, обучаемся».
Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Занимательный математический материал очень разнообразен, по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствуют развития заинтересованности математикой.
Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладели основами математики и информатики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны. По результатам последнего диагностирования детей их уровень знаний вырос на 30% по сравнению с диагностированием на начало года.